Президиум Самарского областного суда в составе:
Председателя: Доминова Ю.В.
Членов: Вагулиной Л.М., Филатовой Г.В., Бондаревой Л.М., Аганиной Л.А., Перова А.В.
при секретаре Куличенковой Е.А.
рассмотрел по кассационной жалобе Бурдина А.А.на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 23.04.2012 г. гражданское дело по иску Бурдина А.А. к ГУ -УПФ РФ в г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области об оспаривании решения об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, по которому судьей Самарского областного суда Митеревой Л.И. вынесено определение от 12.07. 2012 года о передаче дела для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Митеревой Л.И., объяснения Бурдина А.А. в поддержание кассационной жалобы, президиум,
УСТАНОВИЛ:
Бурдин А.А. обратился в суд с иском о признании неправомерным отказа ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области в назначении ему с 01.05.2011 г. ежемесячной доплаты к пенсии, как работнику угольной промышленности, в соответствии со ст.1 ФЗ РФ N84-ФЗ от 10.05.2010 года "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
В обоснование иска Бурдин А.А. указал, что является получателем досрочной трудовой пенсии на льготных условиях в связи с занятостью на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца и других полезных ископаемых, его стаж работы на указанных работах составляет более 25 лет (с 1964 по 1995 г.г.). 08.02.2011 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии, как работнику угольной промышленности, на основании названного Федерального Закона, в удовлетворении которого ему было отказано в виду отсутствия требуемого 25-летнего стажа работы в угольной промышленности. При этом ответчиком не засчитан период работы на территории Украины с 01.01.1991 года по 23.01.1995 года в качестве "данные изъяты" шахты " "данные изъяты"" Украинской ССР со ссылкой на то, что за указанный период не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Бурдин А.А., считая данный отказ нарушающим его право на получение доплат к пенсии, просил обязать ответчика назначить ему с 01.05.2010 года ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным Законом РФ N84-ФЗ от 10.05.2010 года, включив в требуемый стаж период работы с 01.01.1991 года по 23.01.1995 года.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 01.02.2012 года иск Бурдина А.А. удовлетворен. На Управление Пенсионного фонда РФ - Государственное учреждение в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области возложена обязанность назначить Бурдину А.А. ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным Законом РФ N84-ФЗ от 10.05.2010 года "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" с 01.05.2011 года, включив период работы Бурдина А.А. с 01.01.1991 года по 23.01.1995 года в качестве "данные изъяты" шахты "Довжанская "данные изъяты"" Украинской ССР в стаж работы, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии, как работнику угольной промышленности.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 23.04.2012 г. решение суда отменено. Постановлено новое решение, которым Бурдину А.А. в удовлетворении требований о признании неправомерным отказа ГУ -УПФ РФ в г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, как работнику угольной промышленности, в соответствии со ст.1 ФЗ РФ N84-ФЗ от 10.05.2010 года "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" отказано.
В кассационной жалобе Бурдин А.А. просит отменить определение судебной коллегии.
По запросу судьи Самарского областного суда от 05.03.2012 г. гражданское дело истребовано в суд.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился и не сообщил о причине неявки.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум считает, что судебной коллегией при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бурдин А.А. с 05.09.1969 года по 31.08.1995 года работал в качестве "данные изъяты", "данные изъяты" с полным рабочим днем под землей на шахте " "данные изъяты"" Украинской ССР, является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.11 п.1 ст.27 Федерального закона N173 ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (по Списку N1). При этом при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пенсионным органом учтен весь период подземных работ истца по Списку N1, включая и периоды работы на территории Украины. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 26.07.2011 года N53 Бурдину А.А. отказано в назначении надбавки со ссылкой на то, что в стаж для назначения такой надбавки может быть включен период его работы в организациях угольной промышленности СССР (шахта " "данные изъяты"" Украинской ССР) до 01.01.1991 года, специальный стаж работы установлен в 23 года 03 месяца 27 дней, в связи с чем, как указано в решении комиссии, имеющаяся у Бурдина продолжительность стажа в угольной промышленности не дает права на назначение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с ФЗ от 10.05.2010 г. N84-ФЗ. При этом пенсионным органом учтено и то, что указанным законом предусмотрено установление доплаты к пенсии за счет взносов уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда РФ, которые в данном случае после 1.01.1991 года не уплачивались.
Суд 1 инстанции, удовлетворяя иск Бурдина А.А., исходил из того, что порядок исчисления стажа, дающего право на назначение пенсии по п.п.11 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях Российской Федерации" и порядок исчисления стажа для определения права на доплату к пенсии на основании ФЗ N84-ФЗ от 10.05.2010 г.является единым, в связи с чем спорный период подлежит зачету в стаж работы, дающий право на надбавку к пенсии.
Судебная коллегия, рассматривая дело по кассационной жалобе ответчика, отменяя решение суда и отказывая истцу в иске, посчитала, что в стаж для установления доплаты к пенсии может включаться соответствующая работа в Российских организациях угольной промышленности за весь период такой работы, а также в организациях угольной промышленности СССР - до января 1991 года. Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции, обязательным условием для назначения доплаты к пенсии является перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которого в данном случае не было.
Между тем, данные выводы судебной коллегии основаны на неправильном толковании норм материального права.
В силу ст.1 Федерального закона от 10.05.2010 года N84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии. В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.11 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.11 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах. Следовательно, установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к такой пенсии.
Тот факт, что финансирование спорных выплат производится за счет отчислений российских организаций угольной промышленности, не влияет на право истца на назначение требуемой доплаты, поскольку Федеральный закон от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" в данном случае определяет лишь порядок формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемого на выплату доплаты, и не содержит ограничений по назначению доплаты пенсионерам, работавшим в организациях, не включенных в Перечень организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии бывшим работникам указанных организаций.
Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" определены категории лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к пенсии, к которым, как было указано ранее, относятся: лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иных критериев для определения права бывшего работника угольной промышленности на получение доплаты к пенсии данный Федеральный закон не содержит.
Принимая во внимание изложенное, вывод судебной коллегии об отказе в удовлетворении заявленных Бурдиным А.А. требований нельзя признать основанным на положениях действующего пенсионного законодательства, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии, принятое с существенным нарушением норм материального права, подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции установлены правильно и при разрешении спора правильно применены нормы материального права, президиум считает возможным, отменив апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст. 390, 391 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 23 апреля 2012 года отменить, оставив в силе решение Сызранского городского суда Самарской области от 02 февраля 2012 года, которым иск Бурдина А.А. удовлетворен.
Председатель Доминов Ю.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.