Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Наумова И.В.,
судей коллегии Домрачева И.Г. и Реутовой Ю.В.,
при секретаре Ганжуровой М.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Красноселькупский районна решение Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 14 февраля года, которым постановлено:
Обязать солидарно администрацию муниципального образования Красноселькупский район и общество с ограниченной ответственностью "Ратта":
- разработать проект зон санитарной охраны (ЗСО) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения" на источники питьевого водоснабжения - две скважины, расположенные в с Ратта Красноселькупского района;
- оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения";
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам источников питьевого водоснабжения - две скважины, расположенные в с. Ратта Красноселькупского района;
- Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ратта" государственную пошлину в доход муниципального бюджета в сумме 4 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Красноселькупского района Колочев А.М., действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, с привлечением в качестве третьего лица территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Красноселькупский район и ООО "Ратта" об обязании солидарно разработать проект зон санитарной охраны в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения" на источники питьевого водоснабжения - две скважины, расположенные в с. Ратта Красноселькупского района; оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения" и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в соответствии санитарным нормам источников питьевого водоснабжения - две скважины, расположенные в с. Ратта Красноселькупского района.
В суде прокурор Черкес О.В. требования поддержал. Указал, что согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация водоснабжения населения, водоотведения в границах поселения, относится к вопросам местного значения, 23.11.2010 года между администрацией МО с. Ратта и администрацией МО Красноселькупский район заключено соглашение, согласно которому полномочия по организации в границах с. Ратта водоснабжения и водоотведения переданы администрации МО Красноселькупский район. Распоряжением и.о. начальника управления муниципальным имуществом администрации МО Красноселькупский район объект муниципального имущества - скважина за инвентарным номером 080.1.1261, расположенная по "адрес", балансовой стоимостью "данные изъяты" рублей передана в безвозмездное пользование ООО "Ратта". По второй скважине готовятся документы для оформления её в собственность администрации МО Красноселькупский район.
Представитель администрации муниципального образования Красноселькупский район - Аутов А.Г. против иска возражал, полагал надлежащим ответчиком ООО "Ратта", так как Общество является пользователем недр, которому выдана лицензия на добычу пресных подземных вод. Считал обязанность по обеспечению соответствующего качества воды лежит на Обществе.
ООО "Ратта" в суд представителя не направило, указав в отзыве на то, что санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам питьевого водоснабжения должен получить арендодатель, до передачи объектов в аренду.
Представитель территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО в Красноселькупском районе Герасимова Е.Ю. полагала требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку употребление населением воды не соответствующей санитарным нормам создает угрозу возникновения эпидемий. Представленные ответчиком протоколы лабораторных исследований подтверждают, что питьевая по микробиологическим показателям соответствует требованиям СанПиН, вместе с тем санитарно-химическое исследование питьевой воды не проводилось.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе глава муниципального образования Красноселькупский район Паршаков В.П. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Приводит доводы о том, что на ООО "Ратта" лежит обязанность по обеспечению соответствия качества воды санитарно-эпидемиологическим требованиям. Полагает вывод суда о том, что не проведение санитарно-химического исследования воды представляет реальную угрозу эпидемиологическому благополучию населения, носит предположительный характер. Считает, что в решении суда не указано, в силу какого закона или обязательства на ответчиков возложена солидарная ответственность.
Участники о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены.
Проверив материалы дела, заслушав в суде апелляционной инстанции представителя администрации МО Красноселькупский район Атутова А.А. по доводам жалобы, прокурора Мосиявич О.В., полагавшей ошибочным возложение судом обязанностей на ООО "Ратта", обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
По делу установлено, что в границах села МО Ратта расположены две скважины питьевого водоснабжения. У скважин не разработан проект зоны санитарной охраны, включающий в себя определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны; отсутствует санитарно - эпидемиологическое заключение.
Пунктом п.3 ч.1 ст. 1 Устава МО Красноселькупский район владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности отнесено к вопросам местного значения муниципального образования.
Согласно п.1.2 и п.1.15 статьи 4 "Соглашения о передачи части полномочий администрации МО с. Ратта администрации МО Красноселькупский район на 2011 год" от 23.11. 2010 года:
организацию в границах села электро,-тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капительного ремонта объектов капительного строительства, расположенных на территории поселения, резервирование земель и изъятие, в том числе путём выкупа в границах поселения земельных участков для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
администрация села передала администрации района.
Обсуждая доводы апелляционной жалобы об обоснованности возложения судом, определённых решением обязанностей на администрацию МО Красноселькупский район, судебная коллегия исходит из следующего.
Статья 5 Водного кодекса РФ подразделяет водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты.
Согласно ч.ч.1,2 ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Как предусмотрено ст.23 Градостроительного кодекса РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно ч.ч.1,2 ст.24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
В силу ч.ч.1,4 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно ст.19 названного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Как следует из ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Из ч.3 ст.44 закона следует, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Согласно п.п.4,20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; утверждение генеральных планов поселения.
В соответствии с п.п.1.4,1.5,1.6,1.9,1.11,1.12,1.13,1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2001 года, введенных в действие с 01.06.2001 года, зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений. При выборе источника хозяйственно - питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
В связи с изложенным, отсутствие разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения, отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения и нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
Из этого следует, что обязанности, которые суд возложил решением на администрацию муниципального образования Красноселькупский район, в силу требований закона и нормативных актов должны быть исполнены ответчиком и не могут быть исполнены за него другим лицом, следовательно, решение в этой части является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежащей удовлетворению.
По тем же основаниям судебная коллегия признаёт не основанные на законе доводы представителя Атутова А.Г. в суде апелляционной инстанции о возможности возложения гражданской ответственности исключительно на ООО "Ратта" с условием оказания необходимой материальной помощи администрацией муниципального образования на стадии исполнения решения.
Согласно ч.2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанциив интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
По договору аренды N 03-06/36 от 25 августа 2011 года объект муниципального имущества - скважина за инвентарным номером 080.1.1261, расположенная по "адрес", балансовой стоимостью передана в возмездное пользование ООО "Ратта", у которого имеется лицензия на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча пресных подземных вод для питьевого и технологического водоснабжения с. Ратта, сроком до 2013 года, срок аренды на объект установлен на один год до 31 июля 2012 года.
Возлагая на арендатора солидарную с администрацией муниципального образования обязанности, суд не учёл следующее.
Во первых, приведённые нормы законодательства, системное толкование которых приводит к выводу, указанному выше.
Во вторых, гражданские права и обязанности возникают из оснований, указанных в п.1 ст. 8 ГК РФ, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом (пункт 1). Вступив в обязательственные с арендодателем (Администрацией) отношения 25.08. 2011 года, ООО "Ратта" как арендатор в силу ст.ст. 615, 616 ГК РФ пользуется арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, что и предусмотрено в договоре сторонами. Обязанности, которые возложил суд Общество, в условия договора сторонами не включались.
Кроме того, статьёй 322 ГК РФ определено основание возникновения солидарной обязанности (ответственности) или солидарного требования: если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
По настоящему делу такого основания не имеется.
Следовательно, оснований для удовлетворения иска прокурора в указанной части суд не имел.
Согласно п.3 ч.2 ст. 330 ГПК РФ неправильное истолкование закона относится к основанию, предусмотренному п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ -неправильному применению норм материального права, влекущим отмену или изменение решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноселькупского района суда Ямало-Ненецкого АО от 14 февраля 2012 года в части возложения обязанностей на общество с ограниченной ответственностью "Ратта" и взыскании госпошлины отменить и вынести новое, которым в иске прокурору Красноселькупского района к ООО "Ратта" отказать.
В остальном решение оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Красноселькупский район без удовлетворения.
Председательствующий Наумов И.В.
Судьи: Реутова Ю.В.
Домрачев И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.