Апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 04 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Литвинцевой И.В.
и судей краевого суда Изюмовой Е.А., Доржиевой Б.В.
при секретаре Шевченко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 4 июля 2012 года гражданское дело по иску Гороховой А.Н. к администрации городского округа "Город Чита", Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения
по частной жалобе представителя ответчика - Министерства финансов Забайкальского края Гудковой Н.Г.
на определение Центрального районного суда г.Читы от 05 июня 2012 года, которым постановлено:
Заявление Гороховой А.Н. об изменении способа исполнения решения суда удовлетворить.
Изменить способ исполнения решения суда от 1 октября 2010 года по гражданскому делу N по иску Гороховой А.Н. к администрации городского округа "Город Чита", Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, понуждении к финансированию расходов на предоставление жилого помещения, путем взыскания с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Гороховой А.Н. денежных средств на приобретение жилого помещения в размере "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи краевого суда Изюмовой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Центрального районного суда г.Читы от 1 октября 2010 года на Администрацию городского округа "Город Чита" возложена обязанность предоставить Гороховой А.Н. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в пределах города Чита, общей площадью не менее 25 кв.м., на условиях социального найма (л.д.53-57).
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 3 ноября 2010 года решение оставлено без изменения (л.д.71-75).
20 апреля 2012 года истец Горохова А.Н. обратилась в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения указанного выше решения, ссылаясь на то что, до настоящего времени решение не исполнено, жилое помещение не предоставлено по причине отсутствия у администрации городского округа "Город Чита" свободного муниципального жилья и денежных средств для его приобретения. Просила обязать ответчиков предоставить денежную сумму в размере "данные изъяты" для приобретения жилого помещения самостоятельно (л.д.77-79).
Судом постановлено вышеприведенное определение (л.д.119-121).
В частной жалобе представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края по доверенности Гудкова Н.Г. просит определение отменить, ссылаясь на то, что определение принято в отсутствие доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда. Ссылается на то, что взыскание денежных средств на его приобретение с Министерства финансов Забайкальского края неправомерно, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на администрацию городского округа. Указывает, что бюджетные правоотношения распространяются только на органы государственной власти и органы местного самоуправления Забайкальского края, поэтому выделение денежных средств напрямую гражданам, либо в муниципальный бюджет с указанием конкретных граждан, законодательством не предусмотрено. Считает, что указанная в определении сумма должна быть взыскана с администрации городского округа "Город Чита". Полагает, что судом не учтено то обстоятельство, что Министерство финансов Забайкальского края со своей стороны исполнило обязательства по выделению денежных средств, перечислив в 2012 году в бюджет городского округа денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 12073900 рублей. Считает, что при расчете стоимости жилого помещения судом без достаточных к тому оснований принята во внимание справка МП "Правовед" и не дана надлежащая оценка приказу Минрегионразвития РФ от 9 декабря 2011 года и Постановлению Мэра г.Читы от 11 февраля 2011 года N 22, согласно которым средняя рыночная стоимость 1 кв.м. жилья в Забайкальском крае для расчета размера социальных выплат на приобретение жилых помещений всем категориям граждан на 1 полугодие 2012 года составляет 28200 рублей.
В соответствии с ч.2 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудковой Н.Г. на определение Центрального районного суда г. Читы от 5 июня 2012 года рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда по доводам жалобы.
В соответствии со ст.434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Суд, постановивший решение по делу, вправе по заявлению лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, а также изменить способ и порядок его исполнения (ст.203 ГПК РФ).
Разрешая заявление об изменении порядка и способа исполнения решения, суд должен принимать во внимание, что выбранный стороной способ не должен снижать эффективность судебного решения, либо изменять его содержание.
Как следует из материалов дела и правильно установил суд, решением Центрального районного суда г.Читы от 1 октября 2010 года на Администрацию городского округа "Город Чита" возложена обязанность предоставить Гороховой А.Н. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в переделах города Чита, общей площадью не менее 25 кв.м., на условиях социального найма. (л.д.53-57). Указанное решение вступило в законную силу (л.д.71-75).
В целях принудительного исполнения данного решения постановлением судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов г.Читы УФССП России по Забайкальскому краю в отношении администрации городского округа "Город Чита" возбуждено исполнительное производство N (л.д.90).
До настоящего времени решение суда не исполнено, что подтверждено материалами дела, и не оспорено ответчиками.
Удовлетворяя заявление Гороховой А.Н. и взыскивая денежные средства для исполнения решения суда за счет средств казны Забайкальского края, суд обоснованно исходил из того, что выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта и без выделения денежных средств для приобретения жилья истцу из бюджета Забайкальского края Администрация городского округа "Город Чита" не имеет возможности обеспечить Горохову А.Н. жилым помещением.
Данный вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. Заявление Гороховой А.Н. об изменении способа и порядка исполнения вышеназванного решения на денежное взыскание стоимости жилого помещения удовлетворено правильно.
Доводы частной жалобы представителя Минфина Забайкальского края Гудковой Н.Г. о непредставлении доказательств невозможности исполнения ответчиками решения суда, в частности, акта судебного пристава-исполнителя о невозможности исполнения решения, коллегия находит несостоятельными.
В соответствии со ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнения решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Из приведенной нормы закона не следует, что для изменения способа и порядка исполнения решения суда необходимо наличие акта судебного пристава исполнителя о возвращении взыскателю исполнительного листа.
Напротив, замена одного вида исполнения другим, в данном случае замена обязанности по предоставлению жилого помещения на взыскание денежного эквивалента с органа, обязанного финансировать указанные расходы, направлена на защиту прав истца и исполнение решения суда о внеочередном предоставлении жилья, неисполненного в течение более девятнадцати месяцев.
При этом доводы представителя Минфина Забайкальского края о перечислении в бюджет городского округа "Город Чита" "данные изъяты" не свидетельствуют о том, что указанные средства выделялись для приобретения жилья Гороховой А.Н. Иных доказательств ответчиком не представлено.
Изложенные в жалобе доводы об отсутствии у Министерства финансов Забайкальского края обязанности по финансированию расходов по предоставлению жилого помещения детям-сиротам несостоятельны, противоречат п.п. 24 п.2 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и отклоняются судебной коллегии как не основанные на законе.
В соответствии с пп.24 п.2 ст.26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанности обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта.
Положением о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 19.01.2010 N 12 (ред. от 23.11.2011), установлено, что Министерство финансов Забайкальского края Министерство финансов Забайкальского края (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края (далее - край), межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство является финансовым органом Забайкальского края.
Поскольку финансовым органом, вырабатывающим и реализующим государственную политику в сфере управления финансами Забайкальского края, является Министерство финансов Забайкальского края, суд правомерно изменил порядок и способ исполнения решения суда и взыскал за счет средств казны Забайкальского края денежный эквивалент стоимости жилого помещения.
Размер денежной компенсации стоимости жилого помещения определен судом исходя из собранных по делу данных о рыночной стоимости жилого помещения площадью не менее 25 кв. м. на территории г.Читы, который по состоянию на 4 апреля 2012 года составляет 49000 рублей за один квадратный метр (л.д.93).
При этом довод жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям Приказа Минрегионразвития от 9 декабря 2011 года N562 и Постановления Мэра г.Читы от 11 февраля 2012 года N22 о стоимости одного квадратного метра на первое полугодие 2012 года в размере 28200 рублей основан на неверном толковании закона, поскольку названным Приказом средняя расчетная стоимость квадратного метра определена для субъекта Российской Федерации (Забайкальского края) в целом, а не конкретно г.Читы, и подлежит применению федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ для расчета размеров социальных выплат, выделяемых в соответствии с планами на первое полугодие 2012 года, для всех категорий граждан, которым указанные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета.
Учитывая изложенное, определение суда подлежит оставлению без изменения, частная жалоба представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудковой Н.Г. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Центрального районного суда г.Читы от 05 июня 2012 года оставить без изменения, частную жалобу представителя ответчика - Министерства финансов Забайкальского края Гудковой Н.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Литвинцева
Судьи Е.А. Изюмова
Б.В. Доржиева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.