Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
в составе:
председательствующего Лобыкина С.Н.,
судей Выглева А.В., Гришан Л.В.,
при секретаре Блумитис Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Омсукчанского района в защиту интересов Тереховой Л.И. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования детей п. Омсукчан" о взыскании задолженности по заработной плате, по апелляционной жалобе администрации Омсукчанского района Магаданской области на решение Омсукчанского районного суда Магаданской области от 18 апреля 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Выглева А.В., выслушав объяснения помощника прокурора Магаданской области Зариповой Е.В. возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Омсукчанского района Магаданской области обратился в суд в защиту интересов Тереховой Л.И. с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования детей п. Омсукчан" о взыскании задолженности по заработной плате.
В обоснование указал, что в ходе прокурорской проверки исполнения учреждением трудового законодательства выявлены нарушения прав Тереховой Л.И., выразившиеся в неправильном начислении ей заработной платы.
Со ссылкой на положения статей 129, 133, 133.1, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации полагал, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (далее - МРОТ) с дальнейшим применением к нему районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.
В нарушение вышеуказанных норм исчисленная истцу в период с июня 2011 года по январь 2012 года заработная плата без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера составляла менее МРОТа.
Просил суд взыскать с ответчика в пользу истицы недополученную заработную плату за период с июня 2011 года по январь 2012 года ...
Определением судьи Омсукчанского районного суда Магаданской области от 03 апреля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация Омсукчанского района Магаданской области.
18 апреля 2012 года Омсукчанским районным судом Магаданской области постановлено решение, которым исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Судом постановлено:
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования детей п. Омсукчан" в пользу Тереховой Л.И. недополученную заработную плату за июнь, июль, октябрь 2011 года, январь 2012 года ... за вычетом причитающихся сумм в бюджет и внебюджетные фонды.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования детей п. Омсукчан" в доход муниципального образования "Омсукчанский район" государственную пошлину ...
В апелляционной жалобе администрация Омсукчанского района Магаданской области просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Полагает противоречащим статье 129 Трудового кодекса РФ, а также позиции Верховного и Конституционного Судов Российской Федерации суждение суда о том, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с дальнейшим применением к ней районного коэффициента и надбавок за стаж работы в этих местностях.
Полагает, что суд при вынесении решения неверно истолковал закон, поскольку в минимальный размер оплаты труда уже включены компенсационные и стимулирующие выплаты.
Истица Терехова Л.И., представители МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования детей п. Омсукчан", администрации Омсукчанского района Магаданской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании частей 3, 4 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные в ней, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения законодательства, регулирующие спорные отношения.
Частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом в соответствии с положениями статей 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу положений главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Системный анализ приведенных выше положений, позволяет сделать вывод о том, что институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Статья 2 Трудового кодекса РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом МРОТ.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).
Из изложенного следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.
В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Как следует из материалов дела, Терехова Л.И. в соответствии с заключенным трудовым договором с 14 сентября 2009 года работает в МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования детей п. Омсукчан" ... (л.д.9-12).
Установленная в соответствии с трудовым договором и приказом о приеме на работу заработная плата Тереховой Л.И. состояла из оклада ...., районного коэффициента в размере 70 %, надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80% и стимулирующих выплат, действующих в МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования детей п. Омсукчан".
Дополнительными соглашениями к трудовому договору от 01 декабря 2009 года ..., от 30 декабря 2010 года ..., от 01 октября 2011 года ... оклад истицы был увеличен до ...., до ...., до .... соответственно.
Судом первой инстанции установлено, что в спорный период размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учёта районного коэффициента и процентных надбавок в связи с работой истца в экстремальных природно-климатических условиях Севера, был ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на всей территории Российской Федерации.
При таком положении вывод суда первой инстанции о том, что заработная плата Тереховой Л.И. за июнь, июль, октябрь 2011 года и январь 2012 года должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда - 4 611 рублей и лишь после этого к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах, судебная коллегия считает правильным, основанным на приведенных нормах трудового законодательства.
Доводами апелляционной жалобы, направленными на иное толкование норм трудового законодательства, регулирующих спорные правоотношения, указанный вывод суда первой инстанции не опровергается. Вопреки доводам жалобы данный вывод не противоречит правовой позиции, высказанной по предмету спора Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на двойное начисление компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера на заработную плату истицы несостоятельна, так как не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
При определении размера недополученной истцом за июнь 2011 года - январь 2012 года заработной платы суд обоснованно руководствовался положениями Трудового кодекса Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права и произвел расчёт исходя из установленного в спорный период на всей территории Российской Федерации МРОТ, а также размера районного коэффициента (70%) и имеющихся у истца процентных надбавок (80%).
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омсукчанского районного суда Магаданской области от 18 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Омсукчанского района Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.