Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Зиганшина И.К., Ильиных Е.А.
при секретаре Ким И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Полищука А.Л. о признании незаконным отказа Кавалеровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в регистрации договора купли-продажи жилого помещения по апелляционной жалобе администрации Ольгинского муниципального района Приморского края на решение Ольгинского районного суда Приморского края от 21 мая 2012 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю Малетиной О.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Полищук А.Л. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 12.01.2012 года между ним и администрацией Ольгинского муниципального района Приморского края был заключен договор купли-продажи жилого помещения общей площадью 42,7 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" 20.01.2012 года он подал в Кавалеровский отдел Управления Росреестра по Приморскому краю заявление о регистрации договора купли-продажи с приложением необходимых для этого документов. 20.04.2012 года Кавалеровским отделом Управления Росреестра по Приморскому краю принято решение об отказе в государственной регистрации договора купли-продажи объекта недвижимости. Данное решение он считает незаконным, поскольку в полномочия государственного регистратора не входит проверка законности заключения сделок, а ему в связи с реализацией ранее права на приватизацию жилого помещения органом местного самоуправления была предоставлена возможность приобретения жилья коммерческого использования. Вывод государственного регистратора о том, что помещения жилищного фонда коммерческого использования отчуждению в собственность граждан не подлежат, необоснован и не соответствует действующему законодательству. Заявитель просил признать незаконным отказ Кавалеровского отдела Управления Росреестра по Приморскому краю в регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", и обязать Кавалеровский отдел Управления Росреестра по Приморскому краю зарегистрировать договор купли-продажи и переход права собственности на указанное жилое помещение.
Заявитель Полищук А.Л. и представитель Управления Росреестра по Приморскому краю в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица - администрации Ольгинского муниципального района Приморского края Маун А.С. поддержала доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что продажа жилого помещения производилась в соответствии с решением Думы Ольгинского муниципального района от 15.05.2007 года N 440 "Об утверждении Положения об условиях и порядке продажи гражданам жилых помещений, предоставленных по договорам найма (коммерческого найма) жилого помещения с правом выкупа, принадлежащих на праве собственности Ольгинскому муниципальному району", а в полномочия Росреестра не входит оценка законности нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.
Решением Ольгинского районного суда Приморского края от 21 мая 2012 года в удовлетворении заявления Полищук А.Л. отказано.
В апелляционной жалобе администрация Ольгинского муниципального района Приморского края просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 1-комнатная квартира общей площадью 42,7 кв.м., расположенная по адресу: "адрес", находится в собственности Ольгинского муниципального района Приморского края, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АБ N 638014, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 12 января 2012 года.
Постановлением администрации Ольгинского муниципального района Приморского края от 19.08.2011 года N 406 указанная квартира отнесена к жилищному фонду коммерческого использования.
12.01.2012 года между администрацией Ольгинского муниципального района Приморского края и Полищуком А.Л. заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Уведомлением государственного регистратора Управления Росреестра по Приморскому краю от 20.04.2012 года отказано в государственной регистрации данного договора купли-продажи и перехода права собственности на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Отказывая в удовлетворении заявления Полищука А.Л., суд пришел к выводу о том, что находящийся в собственности Ольгинского муниципального района Приморского края жилищный фонд коммерческого использования отчуждению путем продажи в собственность граждан не подлежит. Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции правильным и соответствующим требованиям действующего законодательства.
Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и предусматривает проведение органом государственной регистрации правовой экспертизы документов и проверку законности сделки.
Основания для отказа в государственной регистрации установлены статьей 20 Федерального закона N 122-ФЗ, к которым относится, в том числе, представление на государственную регистрацию прав документов, которые по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4 пункта 1 статьи 20).
Отказывая в регистрации договора по результатам правовой экспертизы, государственный регистратор указал на несоответствие совершенной сделки требованиям статьи 217 Гражданского кодекса РФ, Закону РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Из содержания статьи 217 ГК РФ следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 21 декабря 2011 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда (абзац 3 части 2 статьи 3).
Законом РФ от 4 июля 1994 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлены правовые основы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования.
Спорное жилое помещение предоставлялось Полищуку А.Л. не по договору социального найма. Согласно постановлению администрации Ольгинского муниципального района Приморского края от 19.08.2011 года N 406 "О постановке и снятии с учета граждан, нуждающихся в жилье, предоставлении жилых помещений, заключении договоров найма на жилые помещения" жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", относится к жилищному фонду коммерческого использования и передана заявителю по договору коммерческого найма с правом последующего выкупа.
Между тем действующим законодательством не предусмотрена возможность отчуждения государственного или муниципального имущества иначе, чем в порядке приватизации.
Следовательно, находящийся в собственности Ольгинского муниципального района Приморского края жилищный фонд коммерческого использования отчуждению путем продажи в собственность граждан не подлежит.
Кроме того, при отчуждении имущества не соблюден принцип равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества в отношении тех объектов, приватизация которых допускается федеральным законодательством, а понуждение собственника жилищного фонда к отчуждению входящих в него жилых помещений коммерческого использования в собственность граждан путем приватизации является ограничением права муниципальной собственности, являются необоснованными, поскольку основаны на неправильном толковании действующего законодательства, примененного при рассмотрении настоящего дела.
Также не может быть принят во внимание довод администрации Ольгинского муниципального района Приморского края о том, что при заключении договора купли-продажи орган местного самоуправления руководствовался Положением об условиях и порядке продажи гражданам жилых помещений, предоставленных по договорам найма (коммерческого найма) жилого помещения с правом выкупа, принадлежащих на праве собственности Ольгинскому муниципальному району, утвержденным решением Думы Ольгинского муниципального района Приморского края от 15.05.2007 года N 440, которое действует на территории соответствующего муниципального образования и обязательно к исполнению. Данный довод противоречат разъяснениям пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", согласно которым, если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.
Таким образом, решение суда вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Материалы дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, нормы материального и процессуального права применены верно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ольгинского районного суда Приморского края от 21 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ольгинского муниципального района Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.