Определение Верховного суда Республики Дагестан от 14 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Гасановой Д.Г., судей Галимовой Р.С. и Гомленко Н.К., при секретаре судебного заседания Шахрурамазанове К.М. рассмотрела в открытом судебном заседании от 14 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Адамова М.С. по доверенности Маммаева И.М. на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 01 марта 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении искового заявления Адамова М. С. к Управлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан в Советском районе г.Махачкалы об обязании назначить вторую пенсию по старости с 11 ноября 2011г. по достижении возраста 55 лет, произвести перерасчет и выплатить задолженность с 11.11.2011г. отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Галимовой Р.С., объяснения Адамова М.С. и его представителя Маммаева И.М., просивших решение суда отменить, представителя ГУ ОПФР по РД Алиеву Р.А., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Адамов М.С. обратился в суд с заявлением обязать Управление Пенсионного фонда РФ по РД в "адрес" назначить вторую трудовую пенсию по старости с "дата" по достижению возраста 55 лет, произвести перерасчет и выплатить задолженность с "дата", указывая, что он является участником ликвидации аварии Чернобыльской АЭС с апреля N. по ноябрь N. С "дата" является инвали "адрес" группы с формулировкой в справке МСЭ "Увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, служебных обязанностей связанных с аварией на Чернобыльской АЭС". В настоящее время получает пенсию по инвалидности, по достижению возраста N лет в ноябре 2011г., истец обратился за назначением ему пенсии по старости в Управление отделения пенсионного фонда РФ по РД в "адрес" г.Махачкалы, где ему незаконно отказали в назначении второй пенсии. При достижении N лет он имеет право на получение второй пенсии по старости как участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Адамова М.С. Маммаев И.М. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, указывая на то, что Адамов М.С. не согласен с решением, считает его незаконным, при рассмотрении дела судом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. Других доводов апелляционная жалоба Маммаева И.М. не содержит, кроме как указания на то, что дополнение к настоящей жалобе заявитель представит после получения решения суда в окончательной форме, однако в материалах дела дополнение к жалобе отсутствует.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из исследованных в судебном заседании материалов выплатного (пенсионного) дела N150678 Адамова М.С, 26.10.1956 года рождения усматривается, что он с 12,01.1995г., является получателем государственной пенсии вследствие военной травмы,
Адамов М.С. обратился к ответчику с заявлением о назначении второй пенсии по старости, который 18.11.2011г. отказал ему в этом.
Адамов М.С. не согласившись с данным отказом, обратился в суд с заявлением обязать ответчика назначить ему вторую пенсию, ссылаясь на пп. 2 п. 1 и пп. 2 п. 2 ст. 10 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Суд отказал в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что требования Адамова М.С. основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 18 июля 2006 N 112-ФЗ) гражданам, указанным в п.п, 1 и 2 ч,1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Согласно п. 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан ставших инвалидами вследствие военной травмы,
В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст.3 ФЗ от 15 декабря 2001г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пп 1 п. а (с применением п, 3 и п. 5) статьи 15 настоящего ФЗ и трудовая пенсия по старости.
Согласно ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (введена Федеральным законом от 18.08.2006 N 112-ФЗ) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет.
Из содержания подпункта 1 пункта 3 ст. 3 названного Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N173-Ф3 от 17,12,2011 г, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из материалов дела следует, что к моменту обращения за назначением второй пенсии по возрасту Адамов М.С. достиг N лет, имеет страховой стаж N лет 2 месяца 15 дней, с "дата" является получателем государственной пенсии вследствие военной травмы, соответственно, право на трудовую пенсию по старости в силу приведенной правовой нормы у заявителя отсутствует, так как требования пп, 3 п. 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N173-Ф3 от 17.12.2011 г. о наличии 25-летнего страхового стажа не соблюдены.
При этих обстоятельствах, как правильно установил суд первой инстанции, правовых оснований для назначения Адамову М.С, достигшему к моменту обращения в пенсионный орган N лет и имеющему N лет 2 месяца 15 дней страхового стажа второй - трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "С трудовых пенсиях в Российской Федерации" не имеется, поэтому отказ Адамову М.С. в назначении второй пенсии по старости органом пенсионного обеспечения судом правильно признан законным
Коллегия соглашается с постановленным судом решением, поскольку не усматривает оснований для его отмены по доводам, изложенным в жалобе представителя истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 01 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.
"."
"."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.