Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Зинченко И. П., судей Родионовой Т. О. и Протасовой М. М. при секретаре Галимовой Н. Р. рассмотрела в открытом судебном заседании 24.07.2012 гражданское дело по иску Серовского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "УК "ЖКХ-Серов", Администрации Серовского городского округа о признании незаконным бездействия, обязании осуществить установку сборников (контейнеров) для твердых бытовых отходов
по апелляционной жалобе Администрации Серовского городского округа на решение Серовского районного суда Свердловской области от 24.05.2012.
Заслушав доклад судьи Протасовой М. М., объяснения представителя Администрации Серовского городского округа Новичкова О. В., действующего на основании доверенности от ( / / ), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Истоминой И. В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Серовский городской прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указал, что жилищных фонд, находящийся в управлении ООО "УК "ЖКХ-Серов", не оснащен сборниками (контейнерами) для твердых бытовых отходов, за исключением части домов в микрорайоне "1 разъезд". При этом, установка указанных контейнеров предусмотрена СанПиН 42-12804690-88 от 05.08.1988. Отсутствие контейнеров для сбора мусора нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Просил признать незаконным бездействие органа местного самоуправления и управляющей организации по выполнению обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, обязать ответчиков осуществить установку контейнеров.
Решением Серовского районного суда Свердловской области от 24.05.2012 исковые требования удовлетворены, бездействие ответчиков признано незаконным, обязанность по установке контейнеров для сбора мусора возложена на Администрацию Серовского городского округа.
С таким решением не согласилась Администрации Серовского городского округа, в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая, что является ненадлежащим ответчиком по требованию прокурора.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. п. 11 и 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, относятся к вопросам местного значения городского округа. Такие же обязанности возложены на органы местного самоуправления городских округов и ч. 3 ст. 8, ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления городских округов самостоятельно. При этом, перечень действий, совершаемых органами местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения не является исчерпывающим (ч. 1 ст. 17 указанного закона).
Организация утилизации, вывозки и переработки бытовых отходов в силу п. 27 ст. 28 Устава Муниципального образования Серовский городской округ, также относится к вопросам местного значения. В соответствие с компетенцией его решение возложено на Администрацию Серовского городского округа.
То обстоятельство, что территории, на которых расположен жилищный фонд, находящийся в управлении ООО "УК "ЖКХ-Серов" не оснащен сборниками (контейнерами) для твердых бытовых отходов, за исключением части домой в микрорайоне "1 разъезд", а вывоз мусора осуществляется поквартирно, что не отвечает интересам жителей и нарушает санитарные нормы, установлено судом и никем не оспаривается.
Также судом установлено и подтверждается материалами дела, что фактически сформированные границы земельных участков, предназначенных для обслуживания многоквартирных домов, переданных в управление ООО "УК "ЖКХ-Серов", ограничиваются отступлением лишь 1 метра от фасада здания, что исключает возможность размещения на таких земельных участках контейнерных площадок.
Указанное обстоятельство не оспаривалось представителем Администрации Серовского городского округа при рассмотрении дела судом первой инстанции, не оспаривается вывод суда об этом и в апелляционной жалобе. Кроме того, органом местного самоуправления разработан, однако на долгосрочную перспективу, План организации контейнерной вывозки мусора в микрорайонах города (л. д. 26).
С учетом этого судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда о том, что размещение контейнерных площадок на спорных территориях предполагается на муниципальных землях общего пользования.
Принимая во внимание изложенное, утверждение апелляционной жалобы о том, что обязанности по организации контейнерных площадок должны быть возложены на управляющую организацию не соответствует обстоятельствам данного конкретного дела. Доводов о том, что управляющая организация имела возможность самостоятельно разместить контейнерные площадки с учетом размеров земельных участков, предоставленных для обслуживания многоквартирных домов, однако не сделала этого, в апелляционной жалобе не содержится. Приведенные в апелляционной жалобе доводы правильность решения суда в части удовлетворения исковых требований к Администрации Серовского городского округа не опровергают.
Вместе с тем, судебная коллегия, не может согласиться с выводом суда в части взыскания государственной пошлины с Администрации Серовского городского округа, ввиду того, что в силу положений п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местно самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
С учетом изложенного в указанной части решение суда подлежит отмене.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой ст. 330 данного Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст.ст. 329, 330, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серовского районного суда Свердловской области от 24.05.2012 отменить в части взыскания с Администрации Серовского городского округа в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 200 руб. 00 коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Серовского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий И. П. Зинченко
Судьи Т. О. Родионова
М. М. Протасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.