Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия
в составе: председательствующего Королевой С.В.
судей Леоновой Л.П., Савина А.И.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 18 апреля 2012 г. по иску Белика А.В. к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК о возложении обязанности по назначению трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Леоновой Л.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск заявлен по тем основаниям, что истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа работы в районах Крайнего Севера. Полагает, что решение ответчика о невозможности включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периода его работы (...) в (...) с (...) по (...) является незаконным, так как действовавшее в тот период законодательство не предусматривало невключение службы в органах внутренних дел в стаж работы в районах Крайнего Севера. (...) он вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, однако пенсия по старости ему была назначена не с (...) г., а с (...) г. Просил суд обязать ответчика назначить пенсию с (...)
В судебном заседании истец Белик А.В. поддержал требования, уточнив их. Просил включить период работы (...) (...) в стаж работы в районах Крайнего Севера и обязать ответчика назначить пенсию с (...)
Представитель ответчика - Иванова К.А. иск не признала и пояснила, что период прохождения военной службы с (...) по (...) не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности. На дату обращения - (...) страховой стаж истца составил (...), стаж работы по Списку N 1 - (...) лет (...) месяцев (...) день, стаж работы в районах Крайнего Севера составил (...) лет (...) месяцев (...) дней при требуемом по закону для дополнительного снижения возраста - 15 лет. При имеющихся условиях право на установление досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27, ст. 28.1 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" у Белика А.В. на дату обращения отсутствовало.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на ст. 7 ФЗ "О пожарной безопасности", Указание Минсоцзащиты РФ N1-2-У от 19.03.1996, Перечень оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ, утвержденный Приказом Министерства внутренних дел РФ N 241 от 23.06.1995, полагает, что период его работы в должности (...) в (...) с (...) по (...) может быть включен в специальный трудовой стаж в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Указывает, что он работал, а не проходил службу (...) в (...) N (...), что следует из архивной справки (...). Также считает необоснованным вывод суда о том, что в случае зачета в льготный трудовой стаж спорного периода стаж работы истца в районах Крайнего Севера составляет менее требуемых по закону 15 лет, поскольку по данному основанию ответчик истцу не отказывал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Белик А.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Согласно п. 2 ст. 28.1 названного Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Судом установлено, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в г.Костомукша РК от (...) г. N (...) истцу, обратившемуся (...) г. в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27, ст.28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием у него требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера ( на дату обращения в УПФ северный стаж истца составлял (...) месяцев (...) дней при требуемом 15 лет). Ответчик не включил в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на дополнительное снижение возраста установленного для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, период службы истца в органах внутренних дел с (...) по (...).
Исследовав имеющиеся доказательства, проанализировав нормы пенсионного законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца о включении в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода службы Белика А.В. в органах внутренних дел не подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, истец в спорный период проходил службу в (...) находящейся на территории г.Костомукша РК, которая относится к районам Крайнего Севера.
В соответствии со ст. 10 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Аналогичное требование о подтверждении и подсчете стажа содержат Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555.
Таким образом, федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов о прохождении военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Данная правовая позиция содержится в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2005 г. N 14-О, в котором указано, что за граждан, пенсия которым назначается досрочно, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в настоящее время уплачиваются на общих основаниях, то есть по одинаковым тарифам всеми застрахованными, и возможность включения периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочную трудовую пенсию, приводила бы к необоснованному расширению круга лиц, имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным.
Таким образом, период прохождения службы истца в органах внутренних дел не подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Суд дал правильную оценку доводам истца о том, что действовавший в спорный период Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривал назначение пенсии в связи с особыми условиями труда мужчинам и женщинам до 50 лет, проработавшим не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МВД РФ, признав его несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права. В решении верно указано, что по ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88, и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Приводимый в апелляционной жалобе истца довод о том, что спорный период не является службой, а работой, не может быть принят во внимание. Ссылка истца на Приказ МВД РФ от 23 июня 1995 г. N 241 и Указание Министерства социальной защиты населения РФ от 19 марта 1996 г. N 1-2-У не состоятельна, поскольку данные правовые документы фактически утратили силу. Кроме того, согласно записям в трудовой книжке истца период (...) ( (...) года (...) месяцев (...) дня) означен как служба в органах внутренних дел Карелии.
С учетом изложенного, учитывая, что по состоянию на испрашиваемую дату у Белика А.В. отсутствовал требуемый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости 15-летний стаж работы в районах Крайнего Севера, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с (...) г.
Коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значении для дела, и при правильном толковании и применении норм материального права. Оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 18 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Деперсонификацию выполнил помощник судьи
____________________ (Сафронова О.П.) _____ _________________ 2012 г.
"Согласовано" судья Верховного Суда РК
____________________ (Леонова Л.П.) _______ _________________ 2012 г.
"Разместить на сайте" судья Верховного Суда РК
____________________ (Королева С.В.) ______ _________________ 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.