Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Республики Карелия
в составе: председательствующего Сильченко Р.П.,
судей Степановой Т.Г. и Коваленко С.В.,
при секретаре Макаршиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 19 января 2012 г. по иску Карельского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о признании бездействия незаконным, нарушающим права неопределенного круга лиц.
Заслушав доклад судьи Коваленко С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карельский транспортный прокурор обратился в суд с названным иском по тем основаниям, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о защите прав граждан с ограниченными возможностями выявлено, что ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") не обеспечивает имущественный комплекс железнодорожного вокзала станции Костомукша-пассажирская условиями и объектами социальной инфраструктуры для беспрепятственного пользования данными объектами и доступа к ним инвалидов. В связи с этим прокурор просил признать незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц бездействие ОАО "РЖД", обязать общество в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда совершить за счет собственных средств следующие действия: оборудовать имущественный комплекс железнодорожного вокзала станции Костомукша-пассажирская пандусами (с уклоном не менее 1:12) в количестве не менее 2; оборудовать здание вокзала специальными кабинами в общественных туалетах размером 225 х 155 см.; оборудовать в зале ожидания здания железнодорожного вокзала места для инвалидных колясок; обеспечить наличие в здании вокзала передвижных подъемников и переносных рамп для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон; предусмотреть в системе зрительной информации вокзала станции Костомукша-пассажирская пиктограмму с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников; обеспечить установку на железнодорожном вокзале станции Костомукша-пассажирская телефонов-автоматов для людей с ослабленным слухом и для инвалидов-колясочников, расположенных на более низком уровне; обеспечить требование санитарных правил по оборудованию дверных проемов, в соответствии с которыми на маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см, а прочих дверей - 90 см.
Суд удовлетворил иск, признал незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц бездействие ОАО "РЖД" по обеспечению имущественного комплекса железнодорожного вокзала станции Костомукша-пассажирская Петрозаводской дистанции гражданских сооружений Октябрьской дирекции инфраструктуры Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", расположенного по адресу: (...), условиями и объектами социальной инфраструктуры для беспрепятственного пользования данными объектами и доступа к ним инвалидов. Суд обязал ОАО "РЖД" в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда за счет собственных средств произвести вышеуказанные действия; взыскал с ОАО "РЖД" в бюджет (...) городского округа государственную пошлину в размере (...) руб.
С таким решением не согласен ответчик. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и указано, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Проведение работ по обустройству вокзала станции Костомукша-пассажирская должно производиться в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 и Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть должна быть пройдена соответствующая процедура согласования с организациями, компетентными в области строительства, разработана и оформлена соответствующая проектно-сметная документация с указанием объема и стоимости мероприятий. Исполнение возложенных судом обязанностей возможно лишь в процессе реконструкции здания, обязанность по произведению которой Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на организацию не возлагает. Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации судом при рассмотрении дела не применялись, а возможность провести соответствующие мероприятия по обустройству здания вокзала станции Костомукша-пассажирская без соответствующей реконструкции судом не исследовалась. Доказательств наличия возможности произвести мероприятия по оборудованию зданий вокзала устройствами и приспособлениями, обеспечивающими доступ маломобильным группам населения, без проведения реконструкции Карельской транспортной прокуратурой не представлено. К участию в деле ни в качестве третьих лиц, ни в качестве экспертов не были привлечены организации, компетентные в области строительства. Суд не поставил в судебном заседании на обсуждение вопрос о необходимости назначения экспертизы. ОАО "РЖД" полагает, что судом вынесено заведомо неисполнимое решение. Поскольку здание вокзала построено в 1983 г., то есть до введения в действие Санитарных правил 2.5.1198-03 и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", то применение их положений к указанному зданию недопустимо. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации). Статьей 15 названного Федерального закона предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Однако форма такого согласования не установлена.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Карельский транспортный прокурор выразил несогласие с доводами жалобы, полагает решение суда не подлежащим отмене. Указал, что у ОАО "РЖД" было достаточно времени для модернизации и реконструкции вокзала (16 лет со дня принятия Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и 8 лет со дня введения в действие Санитарных правил 2.5.1198-03). ОАО "РЖД" не доказало отсутствие технической возможности исполнения решения суда.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Юнтунен В.Г. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Карельский транспортный прокурор и третье лицо Октябрьский территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судом установлено и следует из материалов дела, что здание вокзала железнодорожной станции Костомукша-пассажирская Петрозаводской дистанции гражданских сооружений Октябрьской железной дороги филиала ОАО "РЖД", расположенного по адресу: (...), не отвечает требованиям законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к указанному объекту.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
На основании Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, с 03.06.2003 введены в действие "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 03.03.2003 (далее - Санитарные правила).
Пунктами 1.1 и 2.1 Санитарных правил предусмотрено, что они распространяются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав железнодорожного транспорта, составляющих систему обеспечения пассажирских перевозок, являются обязательными для всех юридических и физических лиц, связанных с обеспечением пассажирских перевозок.
В силу пунктов 3.1.17 - 3.1.19 названных Правил для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размер кабины 110 x 140 см), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сиденья 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225 x 155 см, передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см, а прочих дверей - 90 см. В системе зрительной информации на вокзале предусматриваются пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников. В системе звуковой информации на вокзале следует предусматривать для удобства инвалидов оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром. Некоторое количество телефонов-автоматов на вокзале должно быть предусмотрено для людей с ослабленным слухом; для инвалидов-колясочников телефоны-автоматы следует располагать на более низком уровне.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку ОАО "РЖД" в нарушение требований статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пунктов 3.1.17 - 3.1.19 Санитарных правил не обеспечило беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры (здание вокзала). Несоблюдение указанных требований нарушает конституционные права и свободы инвалидов, лишая их равных возможностей с другими гражданами.
Доводы жалобы о невозможности исполнения решения суда при неисследовании судом первой инстанции вопроса о реконструкции здания вокзала и неназначении по делу экспертизы не являются основанием для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям. В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Из материалов дела следует, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции ОАО "РЖД" возражения не представлялись, представитель в суд не явился, ходатайства, в том числе о назначении по делу экспертизы, не заявлялись. Ссылки в жалобе на градостроительное законодательство и необходимость выполнения соответствующих мероприятий, требующих временных и стоимостных затрат, не свидетельствуют о невозможности исполнения решения суда. Из акта проверки от (...) г., составленного по результатам внеплановой проверки по выполнению требований предписания от (...) г., следует, что составление проектной документации по обеспечению условий для пребывания и передвижения инвалидов будет заявлено для включения в инвестиционный проект "Строительство и реконструкция зданий ОАО "РЖД" на (...)- (...) гг.", в связи с уже сформированной программой на (...) г. проектно-изыскательные работы будут включены на (...) г., строительно-монтажные работы - на (...) г. Указанное подтверждает совершение ОАО "РЖД" действий, направленных на частичное исполнение требований законодательства еще до вынесения решения по настоящему делу. Мнение ОАО "РЖД" о невозможности исполнения решения суда без подтверждения указанного надлежащим образом, в том числе в отношении каждого в отдельности элемента вокзала, не может быть принято во внимание. Доказательства невозможности реконструкции здания вокзала из-за отсутствия технической возможности не представлены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что положения Санитарных правил и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не подлежат применению по отношению к зданию вокзала 1983 г. постройки, а также об отсутствии в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по реконструкции здания при исполнении возложенных судом обязанностей несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Довод жалобы о неустановлении действующим законодательством формы согласования с общественными объединениями инвалидов мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, не является основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку данная норма закона (статья 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") подлежит применению лишь при невозможности полностью приспособить для нужд инвалидов действующие объекты. При этом, как уже было указано выше, ОАО "РЖД" не доказало невозможность выполнения требований Санитарных правил.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Доказательства, на которые сослались стороны в обоснование своих требований и возражений на них, судом исследованы и им дана надлежащая оценка.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 19 января 2012 г. по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.