СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Пристром И.Г., Нагорновой О.Н.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 14 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" на решение Воркутинского городского суда от 09 февраля 2012 года, по которому исковые требования Новиковой Н.В. удовлетворены частично.
Признано за Новиковой Н.В. право на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения, в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" обязано предоставить Новиковой Н.В. меры социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения, в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади.
Взысканы с Муниципального бюджетного учреждения "Центр социальной поддержки населения" в пользу Новиковой Н.В. доплата компенсации меры социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб. ... коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ... руб., индексация в размере ... руб. ... коп., расходы по оплате услуг представителя ... руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере ... руб. ... коп., всего взыскано ... руб. ... коп.
Взысканы с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" в пользу Новиковой Н.В. доплата компенсации меры социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб. ... коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ... руб., индексация в размере ... руб. ... коп., расходы по оплате услуг представителя ... руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере ... руб. ... коп., всего взыскано ... руб. ... коп.
В удовлетворении требования Новиковой Н.В. к Муниципальному бюджетному учреждению "Центр социальной поддержки населения" о взыскании доплаты компенсации меры социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новикова Н.В. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению "Центр социальной поддержки населения", Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" о признании за ней права на предоставление мер социальной поддержки по оплате услуги за содержание и ремонт жилого помещения в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, о возложении обязанности предоставить меры социальной защиты в полном объеме с 01 января 2012 года, взыскании переплаченных сумм с учетом индексации, процентов за пользование чужими денежными средствами, расходов по оплате услуг представителя и по оплате государственной пошлины.
В обоснование требований указала, что ответчиком незаконно отказано в предоставлении вышеуказанных мер социальной поддержки с 01 января 2010 года, поскольку Новикова Н.В. как педагогический работник, проживающий и работающий в поселке городского типа, имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг без ограничения социальной нормой в соответствии с федеральным законодательством.
В судебном заседании истец, ее представитель поддержали заявленные требования в полном объеме.
Ответчики в судебном заседании участия не принимали, своих представителей в суд не направили.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" просит решение суда в удовлетворенной части исковых требований отменить, в связи с нарушением судом норм материального права, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 25 января 2012 года "По делу о проверке конституционности пункта 2 и абзаца восьмого части 1 (1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" по запросу прокурора Республики Коми".
Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Пунктом 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в ред. Закона РК от 22.02.2011 N 14-РЗ) установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 100 процентов указанным специалистам за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения в домах независимо от вида жилищного фонда.
Согласно нормам данного Закона истцу предоставляются меры социальной поддержки. При этом из представленных расчетов усматривается, что льгота истцу, как работнику муниципального образовательного учреждения, работающего и проживающего в поселке городского типа, по оплате услуги за содержание и ремонт жилого помещения предоставляется не в полном объеме.
Суд, проанализировав нормы федерального и республиканского законодательства, регулирующие предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, пришел к выводу о том, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь установлено федеральным законодательством и не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении
, ни в размере, ни в части возмещения платы за содержание и ремонт, при этом субъектам Российской Федерации не представлено право устанавливать ограничения или уменьшать объем мер социальной поддержки указанной категории граждан.
Данный вывод суда первой инстанции основан на нормах материального права.
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Однако эта норма не предполагает отмену или ограничение в предоставлении льгот, гарантированных статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1993 года N 3266-1 "Об образовании", а предусматривает, что реализация данного Закона в отмеченной части возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако это не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации введение субъектами Российской Федерации каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании", гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство предусматривает право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение, как для нанимателя жилого помещения, так и для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь, установленное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе и в части возмещения платы за содержание и ремонт жилья.
Кроме того, федеральное законодательство не ограничивает педагогических работников и на освобождение от оплаты за содержание и ремонт жилья пределами установленной социальной нормой жилой площади, а также в части предоставления льгот только специалисту без учета совместно проживающих с ним членов семьи.
Следовательно, педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имеют право на 100-процентное освобождение от оплаты за пользование жилым помещением, включающее в себя оплату за содержание и ремонт жилого помещения без каких-либо ограничений.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что установление субъектом Российской Федерации ограниченных пределов возмещения расходов по оплате жилья педагогам, проживающим и работающим в сельской местности (поселках городского типа), не может служить основанием для нарушения права указанных граждан, установленного федеральным законодательством и признано за истцом право на меры социальной поддержки как педагогического работника, проживающего и работающего в поселке городского типа, включая компенсацию расходов по оплате услуги по содержанию и ремонту жилья в размере 100% без ограничения социальной нормой на самого работника образования.
Установив, что выплата социальной поддержки истцу за период с 01 января 2010 года по 30 сентября 2010 года и с 01 января 2011 года производилась и производится ответчиком не в полном объеме, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика переплату указанных сумм с индексацией, и в соответствии со ст.395 Гражданского кодекса РФ взыскал проценты за пользование чужими денежными средствами. Размер взысканных судом сумм не оспаривается в апелляционной жалобе.
Поскольку в судебном заседании установлено противоречие норм республиканского законодательства нормам федерального законодательства, доводы апелляционной жалобы со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Республики Коми не могут являться основанием для отмены решения суда, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Постановленное по делу решение является законным и обоснованным. Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено.Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда от 09 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.