СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Архаровой Л.В., Орловой И.А.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании 16 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми (далее - УПФ РФ в г. Инте) на решение Интинского городского суда Республики Коми от 04 мая 2012 года, которым
на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми возложена обязанность включить в стаж работы Гладун Елены Николаевны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона N 173 -ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": период работы с 01.09.1986 по 31.08.1988 в качестве старшей пионервожатой в Интинской средней школе N и с 01.09.1988 по 07.09.1988 в качестве учителя начальных классов в Интинской средней школе N; периоды учебных отпусков с 02.01.1988 по 10.01.1988, с 02.01.1989 по 11.01.1989, с 02.01.1991 по 11.01.1991, с 02.01.1992 по 11.01.1992, с 23.03.1992 по 31.03.1992, с 21.05.1992 по 10.07.1992, период курсов с отрывом от производства с 15.01.1992 по 17.03.1992; период работы в МОУ "СОШ N" c 22.11.1999 года по 10.09.2000; период работы в МОУ "СОШ N" с 11.09.2000 по 06.12.2011 за исключением 12 дней без оплаты, использованных для проезда к месту отдыха и обратно с 19.08.2001 по 24.08.2001 и с 11.11.2002 по 16.11.2002;
отказано Гладун Елене Николаевне в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность периода работы с 01.10.1999 по 21.11.1999;
отказано Гладун Елене Николаевне в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о назначении трудовую пенсии по старости с 06 декабря 2011 года по пп. 19 п. 1 статьи 27 Федерального закона N 173 -ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", о взыскании недополученной пенсии с 06.12.2011 с учетом индексации;
с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми в пользу Гладун Елены Николаевны взысканы расходы, связанные с оплатой услуг по составлению искового заявления, в сумме 1 500 рублей;
с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гладун Е.Н. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Инте Республике Коми о включении определенных периодов своей трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, назначении пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с 06.12.2011, просила произвести выплату недополученной пенсии с 06.12.2011 с учётом индексации, взыскать расходы за составление искового заявления.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования в полном объёме.
Представитель ответчика в суде иск не признал.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе УПФ РФ в г. Инте ставит вопрос об отмене решения суда в части, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что 06.12.2011 Гладун Е.Н. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Инте Республике Коми с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Инте Республике Коми от 17.12.2011 истцу отказано в назначении досрочной пенсии со дня обращения в связи с недостаточностью стажа педагогической деятельности.
По расчету ответчика педагогический стаж работы Гладун Е.Н. на день обращения составил - 8 лет 8 месяцев 20 дней.
При этом в стаж работы, дающий право на льготное назначение пенсии, ответчик не включил следующие периоды: работа в качестве старшей пионервожатой Интинской средней школы N с 01.09.1986 по 07.09.1988; работа старшей вожатой в Интинской средней школе N с 01.10.1999 по 10.09.2000; учебные отпуска - с 02.01.1988 по 10.01.1988, с 02.01.1989 по 11.01.1989, с 02.01.1991 по 11.01.1991, с 02.01.1992 по 11.01.1992, с 23.03.1992 по 31.03.1992, с 21.05.1992 по 10.07.1992; курсы повышения квалификации с отрывом от производства - с 15.01.1992 по 17.03.1992; отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с 15.08.1994 по 31.03.1995, с 16.07.1995 по 20.09.1996; работа в качестве социального педагога и педагога - психолога в средней школе г. Инты N - с 11.09.2000 по 06.12.2011.
Данный отказ послужил основанием для обращения Гладун Е.Н. в суд с заявленными требованиями.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2011 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 N 392-О в действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно педагогической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
В силу п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", работа в должностях социального педагога, педагога-психолога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Из изложенного следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, при этом работа в должности педагога-психолога и социального педагога засчитывается в стаж при осуществлении работы в образовательных учреждениях для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии; в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа; в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в учреждениях социального обслуживания.
Из материалов дела следует, что в период с 11.09.2000 по 06.12.2011 истец работала в качестве социального педагога и педагога-психолога в Муниципальном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N".
Наименование данного учреждения соответствует наименованию учреждений, поименованных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений.
Принимая решение об удовлетворении заявленного иска в части включения в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии спорного периода работы истца в должности педагога-психолога и социального педагога школы, суд исходил из того, что МОУ "СОШ N" согласно уставу и лицензии вправе создавать специальные коррекционные классы VII и VIII вида для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, следовательно, работа Гладун Е.Н. сопоставима с работой педагога-психолога и социального педагога в специализированных образовательных учреждениях, дающей право на пенсию на льготных условиях.
Данный вывод суда не соответствует закону, поскольку отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения входит в компетенцию законодателя, суд такими полномочиями не обладает. Само по себе наличие коррекционного класса для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе не свидетельствует о тождественности работы психолога или социального педагога в такой школе и в специальном образовательном учреждении для обучающихся с отклонениями в развитии, т.е. в учреждениях, разных по профилю и задачам деятельности.
Таким образом, работа психологом и социальным педагогом в общеобразовательной школе не отнесена к работе, которая подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Не подлежал зачету в льготный стаж указанный спорный период работы истца и в соответствии с ранее действовавшим законодательством, регулировавшим аналогичные правоотношения в период с 01.11.1999 по 10.11.2002 (Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067).
В связи с этим отказ ответчика включить в педагогический стаж период работы Гладун Е.Н. в должности социального педагога и педагога-психолога с 11.09.2000 по 16.12.2011 в средней общеобразовательной школе является обоснованным.
При зачете указанного периода работы, а также работы в период с 22.11.1999 по 10.09.2000 в специальный стаж суд, установив, что помимо основной работы в должностях социального педагога и педагога - психолога, старшей вожатой Гладун Е.Н. несла дополнительную нагрузку в качестве классного руководителя, в обоснование принятого решения сослался также на тождество должностей "классный руководитель" - "старший воспитатель".
Данный вывод суда не основан на нормах материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Должность "классного руководителя" отсутствует в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, от 22.09.1999 N 1067 и 29.10.2002 N 781.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.07.2005 N 440 установлена по согласованию с Пенсионным фондом РФ и по представлению Министерства образования и науки РФ тождество наименований должностей: "воспитатель школьной группы", "воспитатель школьного отделения", "воспитатель дошкольной группы", "воспитатель дошкольного отделения", "воспитатель логопедической группы", "воспитатель речевой группы", "воспитатель специальной (коррекционной группы)", "воспитатель коррекционной группы", "воспитатель группы коррекции", "воспитатель пришкольного интерната", "воспитатель группы продленного дня", "воспитатель интерната (при школе)", "воспитатель ясельной группы", "воспитатель садовой группы", "воспитатель санаторной группы", "воспитатель интернатной группы", "воспитатель подготовительной группы" наименованию должности "воспитатель", предусмотренной Списком.
Должность "классный руководитель" в Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ не входит и тождественной должности "воспитатель" не является, осуществление классного руководства для включения в стаж на досрочное назначение трудовой пенсии вышеупомянутыми Правилами и Списками не предусмотрено.
В обязанности Гладун Е.Н. не входило осуществление непосредственно педагогической деятельности, т.е. деятельности, связанной с образовательным процессом, обучением, преподаванием.
В связи с изложенным не подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, и периоды работы истца старшей пионервожатой, а так же время нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках, так как решение вопроса о включении указанных периодов работы производно от удовлетворения требований о зачете в стаж периода с 11.09.2000 по 16.12.2011.
Так, Списки, утверждённые постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 и 29.10.2002 N 781, не предусматривают должности пионервожатой, старшей вожатой в числе должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В Правилах так же отсутствуют какие-либо условия о возможности включения в стаж, дающий право на пенсию по рассматриваемому основанию, периодов работы в этих должностях.
Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 и действовавшего до 01.10.1993, учителям и другим работникам в стаж работы по специальности засчитывались, в том числе работа в школах в качестве штатных пионервожатых; время обучения на курсах повышения квалификации по специальности; время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Вместе с тем п.4 данного Положения предусматривал, что указанная деятельность засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Поскольку на 06.12.2011 истец не выработала требуемых 16 лет 08 месяцев (2/3), периоды работы Гладун Е.Н. старшей пионервожатой, а так же время нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках подпадают под действие Постановления Света министров СССР от 17.12.1959 N 1397 и не подлежат включению в стаж педагогической деятельности по п.19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ в связи с несоблюдением механизма его зачета, требуемого для назначения досрочной пенсии.
При разрешении заявленных требований по существу судом первой инстанции необоснованно не учтен и тот факт, что истцом не выполнялась педагогическая нагрузка, установленная за ставку заработной платы педагогической деятельности. Согласно п. 4 Правил от 29.10.2002 периоды работы, начиная с 01.09.2000, засчитываются в стаж работы по подп.19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). По сведениям, содержащимся в пенсионном деле, истец совмещала работу старшей вожатой в школе N (период с 22.11.1999 по 10.09.2000), социального педагога, педагога-психолога (период с 11.09.2000 по 06.12.2011) с должностью классного руководителя с оплатой труда в размере от 15% до 25 %, что соответствует затраченному в процессе работы времени.
При оценке пенсионных прав на досрочную пенсию по старости согласно выписке из индивидуального лицевого счёта Гладун Е.Н. период с 22.11.1999 по 06.12.2011 обоснованно отражен без кода выслуги лет.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для включения в педагогический стаж периодов работы истца в качестве старшей пионервожатой и старшей вожатой средней школы; учебных отпусков; курсов повышения квалификации; работы в качестве социального педагога и педагога - психолога в средней школе г. Инты N.
Учитывая изложенное, решение суда не может быть признано законным и обоснованным в этой части, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ответчиком не оспаривается тот факт, что с 01.09.1988 по 07.09.1988 истец фактически работала учителем начальных классов в школе N. В этой части решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 98, 100 ГПК РФ с ответчика в пользу Гладун Е.Н. подлежат взысканию расходы по составлению искового заявления в сумме 500 рублей.
С ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход бюджета 200 рублей.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Интинского городского суда Республики Коми от 04 мая 2012 года отменить в части включения Гладун Елене Николаевне в стаж педагогической деятельности, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периодов работы с 01.09.1986 по 31.08.1988 в качестве старшей пионервожатой в Интинской средней школе N; учебных отпусков с 02.01.1988 по 10.01.1988, с 02.01.1989 по 11.01.1989, с 02.01.1991 по 11.01.1991, с 02.01.1992 по 11.01.1992, с 23.03.1992 по 31.03.1992, с 21.05.1992 по 10.07.1992; курсов с отрывом от производства с 15.01.1992 по 17.03.1992; работы в МОУ "СОШ N" c 22.11.1999 года по 10.09.2000 и с 11.09.2000 по 06.12.2011 за исключением 12 дней без оплаты, использованных для проезда к месту отдыха и обратно с 19.08.2001 по 24.08.2001 и с 11.11.2002 по 16.11.2002.
Вынести в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Решение Интинского городского суда Республики Коми от 04 мая 2012 года изменить в части размера судебных расходов:
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 200 рублей.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми в пользу Гладун Елены Николаевны расходы, связанные с оплатой услуг по составлению искового заявления, в сумме 500 рублей.
В остальной части решение Интинского городского суда Республики Коми от 04 мая 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.