Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Беляковой В.Н., Вершининой О.Ю.
при секретаре Мартынове Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "Современник" на решение Череповецкого городского суда от 06 апреля 2012 года, которым исковые требования заместителя прокурора г.Череповца к ООО "Современник" удовлетворены.
На ООО "Современник" возложена обязанность в срок до "ДАТА" обеспечить доступ инвалидов в здание кинотеатра "Киномир", расположенное по адресу: "адрес", в соответствии с требованиям СНиП 35-01-2001, а именно: выделить места на автостоянке для транспорта инвалидов; установить пандусы; установить вдоль пандусов поручни; установить приспособления для перемещения инвалидов в зрительный зал; установить систему средств информации входных узлов, путей движения, зон и помещений, доступных для маломобильных групп населения; установить приспособления для перемещения инвалидов в санитарно-гигиеническое помещение; в зрительном зале выделить места для инвалидов на креслах-колясках.
Взыскана с ООО "Современник" в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме ... рублей.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, проведенной прокуратурой г.Череповца, установлено, что здание, в котором расположен кинотеатр "Киномир", являющийся местом отдыха, общественным культурно-зрелищным объектом, не соответствует требованиям законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения ввиду отсутствия специальных приспособлений для инвалидов (л.д. ...).
Здание расположено по адресу: "адрес", находится в муниципальной собственности, на основании договора долгосрочной аренды от "ДАТА" передан ООО "Современник" (л.д. ...).
Ссылаясь на требования действующего законодательства о создании необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, "ДАТА" заместитель прокурора г.Череповца обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, к ООО "Современник" о возложении обязанности в срок "ДАТА" обеспечить доступ инвалидов в здание кинотеатра "Киномир", расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с требованиям СНиП 35-01-2011: выделить места на автостоянке для транспорта инвалидов; установить пандусы; установить вдоль пандусов поручни; установить приспособления для перемещения инвалидов в зрительный зал; установить систему средств информации входных узлов, путей движения, зон и помещений, доступных для маломобильных групп населения; установить приспособления для перемещения инвалидов в санитарно-гигиеническое помещение; в зрительном зале выделить места для инвалидов на креслах-колясках.
В судебном заседании помощник прокурора Рямзина Г.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнила, что вариантов обеспечения доступа инвалидов в указанное помещение может быть множество, не считает необходимым проведение капитального ремонта здания для исполнения заявленных требований.
Представитель ответчика ООО "Современник" по доверенности Мартюшов Д.С. исковые требования не признал. Пояснил, что в настоящее время в отношении общества введена процедура банкротства, денежных средств для исполнения указаний прокуратуры не имеется. Срок для устранения недостатков слишком мал. ООО "Современник" является арендатором помещения. Считает, что общество является ненадлежащим ответчиком, так как для исполнения заявленных требований необходимо проведение капитального ремонта, который они провести без согласия собственника мэрии г.Череповца не могут. Обществом "ДАТА" заключен договор подряда на выполнение проектных работ, но денежные средства для его исполнения отсутствуют. Также просил учесть, что здание построено и эксплуатируется давно.
Представитель третьего лица комитета социальной защиты населения мэрии г.Череповца по доверенности Евсеева Е.А. исковые требования истца поддержала.
В судебное заседании представитель третьего лица мэрии г.Череповца не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе ООО "Современник" ставит вопрос об отмене решения суда. Указывает, что является ненадлежащим ответчиком. Реализация заявленных прокурором требований предполагает не косметический и не капитальный ремонт, а реконструкцию здания, договор аренды здания не предусматривает возложение на арендатора обязанности по содержанию арендованного имущества в этой части. Суд не установил, являются ли заявленные прокурором требования мерами, обеспечивающими минимальные потребности инвалидов, или превышают таковые. Суд проигнорировал факт того, что реализация данных мер должна осуществляться собственниками объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов. Кроме того, не учтено, что ООО "Современник" находится на стадии банкротства.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (пункт 3.17 СНиПа 35-01-2001).
Из материалов дела усматривается, что кинотеатр "Киномир" находится в муниципальной собственности, на основании договора аренды от "ДАТА" передан ООО "Современник" на срок до "ДАТА" (л.д. ...).
Кинотеатр является местом отдыха, общественным культурно-зрелищным объектом. В здание имеется три входа, ни один из которых не приспособлен для маломобильных групп населения; отсутствуют пандусы и поручни; зрительный зал расположен на 2 этаже, доступ в него инвалидов не возможен; отсутствует система средств информации входных узлов, путей передвижения, зон и помещений, доступных для маломобильных групп населения; санитарно-гигиенические помещения расположены на цокольном этаже, доступ в них инвалидов не возможен; приспособления для перемещения инвалидов и специальные места для инвалидов в зрительном зале отсутствуют. Кроме того, места для транспортных средств инвалидов на открытой автостоянке не выделены и не обозначены (л.д.7).
Разрешая спор, суд правильно определил надлежащего ответчика ООО "Современник", так как пункт ... договора аренды N... от "ДАТА" предусматривает обязанность арендатора своевременно, за счет собственных средств, производить текущий и косметический ремонты.
Согласно пункту ... указанного договора арендатор с согласия арендодателя обязуется производить за свой счет капитальный ремонт, затраты на который могут быть возмещены в порядке, установленном органами местного самоуправления г.Череповца.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как правильно указал суд первой инстанции, доказательств, что для исполнения требований прокурора требуется проведение именно капитального, а не текущего ремонта, ответчиком не представлено, также как и не представлено доказательств необходимости для исполнения требований прокурора проведения реконструкции здания, на которую ссылается ответчик в апелляционной жалобе.
Согласно Своду правил 35-01-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения" (включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047, приложение Б) пандус - сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность и предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой.
В соответствии с ГОСТ Р 51671-2000 "Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов" информационная система для инвалидов может включать в себя: точечные (локальные) информационные системы и системы предупреждений и аварийной сигнализации (ДИССИС), устраиваемые у входов в помещения, на ответственных участках путей движения, в зонах с нерегулируемыми потоками движения; линейные или протяженные подсистемы, состоящие из одного или нескольких точечных ДИССИС, располагаемые на протяженных участках путей движения, в крупномасштабных пространствах и помещениях с регулируемыми потоками движения; информационные узлы.
Требования прокурора о выделении места на автостоянке для транспорта инвалидов, установлении пандусов, установлении вдоль пандусов поручней, установлении системы средств информации входных узлов, путей движения, зон и помещений, доступных для маломобильных групп населения, выделении в зрительном зале мест для инвалидов в креслах-калясках однозначно могут быть выполнены без проведения капитального ремонта либо реконструкции здания.
Для исполнения требований прокурора об установлении приспособления для перемещения инвалидов в зрительный зал, находящийся на 2 этаже, и установлении приспособления для перемещения инвалидов в санитарно-гигиеническое помещение, находящееся на цокольном этаже, необязательно предусматривает установку подъемных платформ, лифтов. Пункт 3.17 СНиП 35-01-2001 содержит ссылку на возможность использования других приспособлений для перемещения инвалидов.
Таким образом, необходимость проведения капитального ремонта или реконструкции здания не установлена, доказательств обратного суду не представлено, отсутствуют такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Поскольку ООО "Современник" использует здание кинотеатра для извлечения прибыли, оно должно нести бремя содержания здания в надлежащем состоянии, в том числе обеспечить доступ в него инвалидов
Ссылка подателя жалобы на нарушении судом первой инстанции требований статьи 15 Федерального Закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в частности, что суд не установил, являются ли заявленные прокурором требования мерами, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, является несостоятельной, поскольку доказательства невозможности приспособить данный объект для нужд инвалидов, путем проведения заявленных прокурором мероприятий, в деле отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии со стороны суда оценки тому обстоятельству, что ООО "Современник" находится на стадии банкротства, так же не может повлечь отмены решения, так как нахождение юридического лица в стадии банкротства не освобождает его от выполнения требований государственных органов.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения, поскольку направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Учитывая, что обстоятельства дела судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении фактам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Череповецкого городского суда от 06 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Современник" - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Образцов
Судьи: В.Н. Белякова
О.Ю. Вершинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.