Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Беляковой В.Н., Белозеровой Л.В.,
при секретаре Михайловой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Сокольского районного суда от 30 мая 2012 года, которым удовлетворен иск Сокольского межрайонного прокурора, предъявленный в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, об обеспечении детей-инвалидов техническими средствами реабилитации.
На Государственное учреждение - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Бюджетное учреждение социального обслуживания Вологодской области "Сокольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" возложена обязанность по ежемесячному обеспечению детей-инвалидов, находящихся в Бюджетном учреждении социального обслуживания Вологодской области "Сокольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", подгузниками в количестве, установленном индивидуальными программами реабилитации.
С Государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области "Сокольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина по ... рублей с каждого.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Рожковой Н.М., действующей по доверенности Государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда постановленным правильно, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сокольский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, отделение), Бюджетному учреждению социального обслуживания Вологодской области "Сокольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее БУ СО ВО "Сокольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", учреждение) о возложении обязанности обеспечения детей-инвалидов техническими средствами реабилитации.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с индивидуальными программами реабилитации дети-инвалиды, находящиеся в БУ СО ВО "Сокольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", нуждаются в ежемесячном обеспечении техническими средствами реабилитации в виде подгузников.
Учреждение неоднократно в период с 2010 по 2012 годы обращалось в ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с требованиями обеспечения воспитанников указанными техническими средствами реабилитации, но в полном объеме этих средств не получило.
На основании статей 10, 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор просил суд обязать ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, и БУ СО ВО "Сокольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" ежемесячно обеспечивать детей инвалидов, находящихся в доме-интернате, подгузниками в количестве, установленном соответствующими индивидуальными программами реабилитации.
В судебном заседании помощник прокурора Сорокина И.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Медведева Н.А. и Рожкова Н.М. с иском не согласились, указав, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета. Получение данных средств возможно как по заявкам, так и путем выплаты компенсации за их самостоятельное приобретение инвалидом. Выделяемые их отделению Фонда социального страхования денежные средства не в полном объеме покрывают нуждаемость инвалидов в этих средствах реабилитации. Просили суд учесть, что действующее законодательство не возлагает на них обязанности ежемесячного предоставления инвалиду средств реабилитации. Подгузники могут быть закуплены и переданы в интернат по норме на несколько месяцев вперед.
Представитель БУ СО ВО "Сокольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" Сахарова Ю.Л. с требованиями прокурора согласилась, пояснив, что воспитанники интерната нуждаются ежедневно в этих средствах реабилитации. Задержка в обеспечении детей-инвалидов такими средствами реабилитации нарушает их права.
Представитель Управления образования Сокольского муниципального района, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, Лазарева И.Ю. поддержала требования прокурора, пояснив, что воспитанники дома-интерната находятся на полном государственном обеспечении. В связи с введением Порядка о компенсации расходов за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, вопрос о снятии денежных средств со счетов воспитанников на приобретение подгузников может быть рассмотрен, только при полной компенсации этих расходов.
Представитель Департамента социальной защиты населения Вологодской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил. В письменном отзыве, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора удовлетворить, возложив соответствующую обязанность на ГУ - Вологодское регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Управление социальной защиты населения Сокольского миципального района, участвующего в деле в качестве третьего лица, своего представителя в судебное заседание не направило. В письменном заявлении руководитель управления просил рассмотреть дело в его отсутствии, против удовлетворения требований прокурора не возражал.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ставит вопрос об отмене решения, указывая на отсутствие в законодательных актах периодичности обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, возможность компенсации понесенных на приобретение этих средств расходов.
В возражениях на жалобу прокурор, участвовавший в деле, просит решение суда оставить без изменения, считая его правильным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что судебный акт постановлен судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N2347-р, к техническим средствам реабилитации среди прочих отнесены абсорбирующее белье и подгузники.
Вид технических средств, предоставляемых инвалиду, определяется индивидуальной программой реабилитации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации (статьи 11, 11.1 указанного Федерального закона).
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки, проведенной на основании заявления директора БУ СО ВО "Сокольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", было установлено, что 37 воспитанников, находящихся в учреждении, которые должны по индивидуальным программам реабилитации (далее также ИПР) в соответствии с месячной нормой обеспечиваться подгузниками, до декабря 2010 года данным видом технических средств не обеспечивались вообще, в 2011-2012 годах такое обеспечение производилось не в полном объеме.
Разрешая требования прокурора, суд обоснованно принял во внимание положения вышеприведенных правовых норм и пришел к правильному выводу о возложении на ответчиков обязанности по обеспечению детей-инвалидов, находящихся БУ СО ВО "Сокольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", подгузниками в количестве, установленном индивидуальными программами реабилитации, поскольку в соответствии с вышеприведенными нормами материального права они должны быть обеспечены ответчиками соответствующими средствами реабилитации в том объеме, в котором это предусмотрено программой реабилитации, но фактически этих средств реабилитации в полном объеме не получают. При этом Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования, допуская несвоевременное и неполное обеспечение детей-инвалидов этим средством реабилитации по норме, отраженной в ИПР, ссылается на ненадлежащее финансирование и необходимость соблюдения процедуры заключения государственного контракта. В выдаче денежных средств с личных счетов воспитанников дома-интерната на приобретение этих средств реабилитации Управление образования Сокольского муниципального района отказывает по причине нахождения детей-инвалидов на полном государственном обеспечении.
Судебная коллегия по гражданским делам находит суждение суда первой инстанции правильным, так как, дети-инвалиды, находящиеся БУ СО ВО "Сокольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", состоят на учете в качестве нуждающихся в обеспечении техническими средствами реабилитации и не оспаривается их право на получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, поэтому им не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по ежемесячной норме, установленной ИПР, по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации, так как, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения в какой мере федеральные органы государственной власти Российской Федерации не исполнили обязанностей по реализации закона в рамках переданных им Российской Федерацией соответствующих полномочий, а также необходимость соблюдения процедуры заключения государственного контракта.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика основаниями к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают выводы суда, являются аналогичными возражениям ответчика на иск, были предметом исследования в ходе судебного разбирательства и в мотивировочной части судебного акта им дана надлежащая правовая оценка, которую судебная коллегия признает правильной.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сокольского районного суда Вологодской области от 30 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Образцов
Судьи: В.Н. Белякова
Л.В. Белозерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.