Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Коничевой А.А.,
судей Чернышовой Н.Э., Мищенко С.В.,
при секретаре Михайловой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кудряшова Н. А. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05 июня 2012 года, которым Кудряшову Н. А. отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чернышовой Н.Э., объяснения представителя Кудряшова Н.А. по доверенности К.В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кудряшов Н.А. зарегистрирован и проживает на койко-месте в общежитии, принадлежащем ОАО "Российские железные дороги", по адресу: "адрес", на площади 6 кв. метров.
Как лицо, имеющее права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" (ветеран боевых действий), с 23.12.2004 он стоит в составе семьи из одного человека на учёте нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, Кудряшов Н.А. включен в сводный список граждан, имеющих право на получение субсидии за счет средств федерального бюджета, под N1811.
15.05.2012 Кудряшов Н.А. обратился в суд с иском к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении ему по договору социального найма жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью по нормам предоставления на состав семьи 1 человек.
Мотивированы исковые требования длительным неисполнением государством обязанности по обеспечению его жилым помещением по льготному основанию.
В судебное заседание Кудряшов Н.А. не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения гражданского дела.
Его представитель по доверенности К.В.И. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в обоснование иска.
Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Д.Ю.С. возразила против удовлетворения иска, поскольку в соответствии с ныне действующим жилищным законодательством и законодательством о ветеранах указанная льготная категория граждан обеспечивается жильем за счет федерального бюджета, предоставляющего соответствующие субсидии для приобретения жилых помещений. На Департамент развития муниципальных образований Вологодской области такая обязанность не возложена.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Кудряшовым Н.А. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закон о ветеранах), в соответствии с которым к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
На основании части 1 статьи 10 Закона о ветеранах меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Закона о ветеранах обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 23.2 Закона о ветеранах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Во исполнение предписаний федерального законодательства в Вологодской области 06.04.2009 принят Закон N 1985-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" (далее Закон N 1985-ОЗ), согласно части 1 статьи 2 данного Закона органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в части 2 настоящей статьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и категорий граждан, указанных в части 3 настоящей статьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 (далее - отдельные государственные полномочия). В целях обеспечения реализации отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилых помещений исходя из общей площади жилья на одного человека 18 кв. м (пункт 4 части 1 статьи 2).
При этом часть 3 указанной статьи предусматривает, что органы местного самоуправления осуществляют действия, указанные в пунктах 4 - 7 части 1 настоящей статьи, в отношении ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Проанализировав указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцу в соответствии с действующим законодательством улучшение жилищных условий возможно только в виде получения субсидии из средств федерального бюджета для приобретения жилья, права на получение жилого помещения он не имеет.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Отказывая истцу в иске, суд не принял во внимание, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ в редакции от 29 июня 2004 года, действовавшей на дату принятия истца на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, он имел право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
Действующее в настоящее время законодательство о ветеранах предполагает выделение государством ветеранам боевых действий субсидий на приобретение жилого помещения.
Однако при внесении подобных изменений законодателем должны были соблюдаться предписания статей 1, 2, 6 (часть 2), 7, 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что в Российской Федерации как правовом и социальном государстве осуществление прав и свобод человека и гражданина, в том числе социальных прав, основано на принципах справедливости и равенства, а также требований о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55 часть 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 часть 3).
Изложенное свидетельствует о том, что изменение законодателем ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере; это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
При изменении законодательства о ветеранах государство вправе было менять механизм обеспечения жильем указанной категории граждан, но объем государственной помощи уменьшаться при этом не должен. Иное свидетельствует об одностороннем отказе государством в нарушение статей 59 и 37 Конституции Российской Федерации от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми разрешался вопрос об улучшении жилищных условий лиц, выполнивших взятые на себя обязанности.
Принимая во внимание, что предоставляемая государством в настоящее время субсидия на приобретение жилого помещения не эквивалентна стоимости жилого помещения, на которое мог рассчитывать Кудряшов Н.А. при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то его требование о предоставлении жилого помещения правомерно.
При наличии изложенного доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, а решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения о возложении обязанности на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Кудряшову Н.А. в г. Вологде по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по установленным законодательством нормам предоставления на одного человека.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05 июня 2012 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Кудряшову Н. А. в городе Вологде по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по установленным законодательством нормам предоставления на одного человека.
Председательствующий: А.А. Коничева
Судьи: Н.Э. Чернышова
С.В. Мищенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.