Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Маклаковой Н.С.,
судей Вершининой О.В., Игошевой Г.Н.,
при секретаре Баландиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Королевой Н. Ф. на решение Вологодского городского суда от 17.01.2012, которым Королевой Н. Ф. отказано в удовлетворении исковых требований к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вершининой О.Ю., объяснения Королевой Н.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Королева Н.Ф., "ДАТА" года рождения согласно справке N... от "ДАТА" проходила обучение в школе-интернате N... и в "ДАТА" году закончила 10 классов, в период обучения находилась на государственном обеспечении как сирота.
Согласно архивной справке Департамента образования Вологодской области N... от "ДАТА" Королева Н.Ф. воспитывалась в детских домах в период с "ДАТА" по "ДАТА" год, мать Королевой Н.Ф. лишена родительских прав, адрес проживания матери: Вологодская область, г. Череповец, Кирилловский тракт, "адрес".
На основании договора найма жилого помещения N... от "ДАТА", заключенного с Сокольским лесопромышленным политехническим техникумом, Королева Н.Ф. является нанимателем жилого помещения по адресу: "адрес" В указанном жилом помещении помимо Королевой Н.Ф. постоянно зарегистрированы и проживают Королева О.А. (дочь, "ДАТА" года рождения) и Королева В.А. (дочь, "ДАТА" года рождения).
На основании постановления администрации г. Сокол и Сокольского района от 20.05.1998 N... Королева Н.Ф., Королева О.А. и Королева В.А. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с 20.05.1998.
06.12.2011 Королева Н.Ф. обратилась в Вологодский городской суд с иском к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Сокол Вологодской области согласно норме предоставления в данном городе.
Исковые требования мотивированы тем, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. До момента лишения матери родительских прав проживала с матерью и сестрой по адресу: "адрес" Указанное жилое помещение за ней не закреплялось, в связи с чем с "ДАТА" года поставлена на учет в администрации г. Сокол в очередь на улучшение жилищных условий по общему списку.
В судебном заседании истец Королева Н.Ф. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в обоснование иска. Пояснила, что конституционное право на жилище не зависит от того, состоит ли гражданин на учете.
Представитель Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Давыдченкова Ю.С. возразила против удовлетворения иска.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Королева Н.Ф. просит решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности, указав, что факт постановки на очередь в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является юридически значимым обстоятельством в том случае, если жилое помещение должно быть предоставлено.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно статье Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам; иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 1 статьи 57 Кодекса жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичная норма содержалась и в части 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с которой вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, -лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 22 Закона Вологодской области от 29.12.2003 N 982 "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на предоставление жилого помещения по договорам социального найма вне очереди и на получение жилищных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств областного бюджета в случаях и порядке, установленных законом области "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области".
В силу статьи 3 Закона Вологодской области от 17.07.2006 N 1471-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области" к категориям граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, при наличии указанных в данной статье условий относятся в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организациях, при прекращении опеки (попечительства), в том числе по окончании пребывания их в приемной семье, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Пункт 2 части 2 статьи 6 указанного Закона предусматривает, что вне очереди жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: а) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа; б) при прекращении опеки (попечительства); в) по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Судом первой инстанции установлено, что мать Королевой Н.Ф. лишена родительских прав, Королева Н.Ф. воспитывалась в детских домах в период с "ДАТА" по "ДАТА" год.
В настоящий момент на основании договора найма жилого помещения N... от "ДАТА" Королева Н.Ф. является нанимателем жилого помещения по адресу: "адрес", в котором также постоянно зарегистрированы и проживают члены её семьи Королева О.А. и Королева В.А.
На основании постановления администрации г. Сокол и Сокольского района от "ДАТА" N... Королева Н.Ф., Королева О.А. и Королева В.А. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с "ДАТА" в порядке, предусмотренном пунктом 7 Правил учета граждан и предоставления жилых помещений на территории Вологодской области.
Анализ правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и лицам, оставшимся без попечения родителей, фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, а также собранных по делу доказательств в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволил суду первой инстанции сделать правильный и обоснованный вывод о том, что для предоставления жилья в порядке пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (либо ранее до "ДАТА" в порядке части 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР) необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица определенного статуса - ребенка-сироты или лица из их числа.
При этом, как правильно указал в решении суд первой инстанции, Королевой Н.Ф. вопреки положениям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что она состоит на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также доказательств того, что она обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о постановке её на такой учет до достижения возраста 23 лет.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана правильная оценка. Выводов, сделанных судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда от "ДАТА" оставить без изменения, апелляционную жалобу Королевой Н. Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.