Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Истоминой И.В.
судей
Баранниковой Т.Е.
Кутовской Н.А.
при секретаре
Тарасовой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уторовой Т.П. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Поликлиника N 5" о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение
по апелляционной жалобе Уторовой Т.П. на
решение
Первомайского
районного суда города Мурманска
от 04 мая 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Уторовой Т.П. к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Поликлиника N 5" об обязании заключить дополнительное соглашение отказать".
Заслушав доклад судьи Баранниковой Т.Е., объяснения Уторовой Т.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,
УСТАНОВИЛА
Уторова Т.П. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения (далее МБУЗ) "Поликлиника N 5" о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение.
В обоснование заявленных требований указала, что работает в МБУЗ "Поликлиника N 5" города Мурманска: с * 1995 года - в должности врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории, а с * 1995 года по настоящее время - заведующей клинико-диагностической лабораторией. Имеет среднее медицинское образование по специальности "Акушерская" и высшее образование по специальности "Биолог", как специалист, работающий на врачебной должности, неоднократно повышала свою квалификацию по специальности "Клиническая лабораторная диагностика", Санкт-Петербургской медицинской академией последипломного образования ей присвоена специальность "Клиническая лабораторная диагностика", выдан сертификат, по результатам аттестации * 2002 года присвоена первая квалификационная категория врача по специальности "Клиническая лабораторная диагностика".
Полагала, что в рамках реализуемых в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения, мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи имеет право на выплату стимулирующего характера, установленную для специалистов медицинских учреждений, участвующих в реализации указанных мероприятий. Однако МБУЗ "Поликлиника N 5" ей было отказано в заключении с дополнительного соглашения для осуществления указанной стимулирующей выплаты, в связи с отсутствием высшего медицинского образования.
Считая отказ незаконным, поскольку работает в должности, для замещения которой в настоящее время требуется высшее медицинское образование и выполняет все необходимые обязанности, просила обязать ответчика заключить с ней дополнительное соглашение к трудовому договору об установлении к заработной плате выплаты стимулирующего характера за выполнение работы и за участие в реализации мероприятий в рамках долгосрочной целевой программы "Модернизация здравоохранения Мурманской области" на 2011-2012 годы, утверждённой постановлением Правительства Мурманской области от 08 февраля 2011 года N 32-ПП/2, установить срок действия соглашения с 01 февраля 2011 года до окончания реализации программы либо действия трудового договора.
В судебном заседании истица Уторова Т.П. на своих требованиях настаивала.
Представители ответчика - МБУЗ "Поликлиника N 5" Маляренко Н.А. иск не признала.
Третье лицо - Министерство здравоохранения Мурманской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения извещалось надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Уторова Т.П. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и применение норм материального права.
Считает необоснованными выводы суда о том, что она, работая в медицинском учреждении, участвующем в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в рамках долгосрочной программы модернизации здравоохранения в должности, включенной в перечень специалистов, участвующих в указанной программе, фактически участвуя в реализации программы, не имеет право на получение предусмотренной законом стимулирующей надбавки.
Обращает внимание на то, что отказ в заключении дополнительного соглашения связан только с отсутствием у неё высшего медицинского образования.
Однако полагает, что программа модернизации здравоохранения направлена, в том числе на повышение оплаты труда врачам-специалистам, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, к которым относится занимаемая ею должность.
По мнению истицы, наличие у неё соответствующего образования касается только возможности её допуска к осуществлению трудовой деятельности в занимаемой должности, что не являлось предметом спора, поскольку она была принята на работу до * 1999 года.
Полагает, что наличие у врача-специалиста высшего медицинского образования, не может быть критерием, определяющим возможность или невозможность выплаты стимулирующей надбавки ей, как специалисту, занимающему соответствующую врачебную должность и выполняющему надлежащим образом свои должностные обязанности, в том числе по участию в реализации программы модернизации здравоохранения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители: ответчика - МБУЗ "Поликлиника N 5" города Мурманска и третьего лица - Министерства здравоохранения Мурманской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку его неявка в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и надлежащим образом применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции проанализировав положения статей 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, коллективного договора МБУЗ "Поликлиника N 5" города Мурманска на 2011-2014 годы, правильно исходил из того, что являющаяся предметом спора стимулирующая выплата производится в соответствии с принятыми на основании статьи 50 Федерального закона N 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 85 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2012 годы региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования", Постановлением Правительства Мурманской области от 08 февраля 2011 года N 32-ПП/2 "Об утверждении долгосрочной целевой программы модернизации здравоохранения Мурманской области" на 2011-2012 годы в целях реализации программы модернизации здравоохранения Мурманской области, обеспечения доступности качественной медицинской помощи населению Мурманской области, создания условий для эффективной организации медицинской помощи и использования ресурсов здравоохранения.
В соответствии с частью 8 статьи 50 Федерального закона N 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 года N 60 "О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации", установлено, что в рамках реализуемых в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (специалистами с высшим медицинским образованием), проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по трем направлениям.
Пунктом 3 вышеуказанного Постановления определено, что перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 февраля 2011 года N 145н "Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи" утверждаются показатели оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
В целях исполнения указанных Постановлений Министерством здравоохранения Мурманской области принято постановление от 15 июня 2011 года N 306-ПП "О реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Модернизация здравоохранения Мурманской области" на 2011-2012 годы по внедрению стандартов стационарной медицинской помощи и повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи" и приказ 15 июня 2011 года N 460 "Об осуществлении выплат стимулирующего характера специалистам с высшим и средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по внедрению стандартов стационарной медицинской помощи и повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.
Приказом от 15 июня 2011 года N 460 утверждён перечень медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (за исключением консультативной), участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в который включено МБУЗ Поликлиника N 5" города Мурманска, а также утверждены: перечень должностей специалистов с высшим и средним образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в рамках программы "Модернизации здравоохранения Мурманской области" на 2011-2012 годы, оплата которым осуществляется за счет средств иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, и за счет средств областного бюджета, и перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в рамках долгосрочной целевой программы "Модернизация здравоохранения Мурманской области" на 2011-2012 годы, доплата которым осуществляется за счет средств субсидии, предоставляемой из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, (с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Мурманской области N 569 от 18 августа 2011 года).
Этим же приказом утверждён порядок осуществления денежных выплат стимулирующего характера специалистам с высшим и средним медицинским образованием, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (за исключением консультативной), участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической помощи, показатели оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, примерная методика оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по внедрению стандартов по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, а также примерная форма дополнительного соглашения к трудовому договору.
На основании указанных нормативных документов главным врачом МБУЗ "Поликлиника N 5" города Мурманска * 2011 года издан приказ N *** (с учетом изменений, внесенных приказом от * 2011 года N *** и приказом от * 2011 года N ***), которым утверждено и введено в действие Положение о порядке и условиях осуществления выплат стимулирующего характера специалистам с высшим и средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, определяющее порядок и условия осуществления денежных выплат стимулирующего характера специалистам с высшим и средним медицинским образованием, и перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической помощи в рамках долгосрочной целевой программы "Модернизация здравоохранения Мурманской области" на 2011-2012 годы, доплата которым осуществляется за счет средств субсидии, предоставляемой из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в который включена должность врача клинической лабораторной диагностики.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Уторова Т.П. работает в МБУЗ "Поликлиника N 5" в должности заведующей клинической лаборатории с * 1995 года, имеет высшее образование по специальности "Биология", среднее медицинское образование по специальности "Акушерская".
Приказом главного врача поликлиники от * 2011 года N *** был утверждён список работников, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в который включена Уторова Т.П.
Приказом главного врача поликлиники от * 2011 года N *** Уторова Т.П. исключена из списка работников, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической помощи, в связи с отсутствием документа, подтверждающего наличие медицинского образования.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Уторовой Т.П., суд правильно исходил из того, что одним из условий получения стимулирующей надбавки является не только замещение соответствующей должности, но и наличие у работника соответствующего медицинского образования по занимаемой должности.
Исходя из положений статьи 10 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель в целях обеспечения организации исполнения актов законодательства в сфере охраны здоровья вправе предусмотреть правовое регулирование по вопросам, связанным со здравоохранением, подзаконными нормативными актами.
Возможность принятия такого рода актов предусмотрена статьёй 2 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в соответствии с которой помимо Конституции Российской Федерации законодатель указал на иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 50 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" устанавливает общие направления мероприятий поддержки и финансового обеспечения здравоохранения. Согласно части 8 данной статьи порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Требование о наличии высшего и среднего медицинского образования для специалистов, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи установлено в Постановлении Правительства Российской Федерации N 60 от 07 февраля 2011 года, приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 февраля 2011 года N 145н.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 года N 60 предусматривается участие в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи только врачей-специалистов, имеющих высшее медицинское образование.
Вышеуказанные нормативные акты конкретизировали круг лиц, имеющих право участвовать в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи и приняты в соответствии с федеральным законом.
Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в рамках долгосрочной целевой программы "Модернизация здравоохранения Мурманской области" на 2011-2012 годы, доплата которым осуществляется за счет средств субсидии, предоставляемой из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Мурманской области и главным врачом МБУЗ "Поликлиника N 5" соответствуют нормативно-правовым актам Правительства Российской Федерации.
Установление требования о наличии высшего и среднего медицинского образования для специалистов, участвующих в мероприятии по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, не противоречит действующему законодательству, поскольку напрямую связано с деловыми качествами работника.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы истицы относительно фактического замещения ею должности, требующей высшего профессионального образования, поскольку указанное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, так как связано с предоставленной истице законодательством возможностью занимать указанную должность, но не с требованиями к специалистам, участвующим в программе модернизации здравоохранения.
Тщательно проанализировав законодательство, регулирующее спорные правоотношения, суд дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришёл к обоснованному выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению.
Выводы суда мотивированы, соответствуют нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана правильная и мотивированная оценка, каких-либо иных доводов, позволяющих ставить под сомнение законность вынесенного судом решения, в апелляционной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах, постановленное судом решение судебная коллегия находит законным, обоснованным и оснований к его отмене не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 04 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Уторовой Т.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.