Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Ельчаниновой Г.А.
СУДЕЙ: Ениславской О.Л. и Орловой О.П.
при секретаре Барановой И.Б.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области на решение Псковского городского суда от *** 2012г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Псковского района удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии при Администрации Псковской области от ***2012г. в части отказа Семеновой А.А. в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений.
Признать за Семеновой А.А. право на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений как вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны.
Обязать Главное государственной управление социальной защиты населения Псковской области включить Семенову А.А., *** года рождения, проживающую по адресу: Псковский район, д. К., ул. Ш., д. ***, кв. *** в Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и Список претендентов на получение субсидии в 2012 году.
Обязать Главное государственной управление социальной защиты населения Псковской области выдать Семеновой А.А. субсидию на приобретение или строительство жилых помещений как вдове умершего инвалида Великой Отечественной войны."
Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л., объяснения представителя Семеновой А.А. - Николаевой Э.А., позицию прокурора - Сурусова А.Е., полагавшего постановленное решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Псковского района, действуя в интересах Семеновой А.А., обратился в суд с иском к Администрации Псковской области и Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения и обязании включить в Список претендентов на получение субсидии.
В обоснование требования указывалось на то, что Семенова А.А. является вдовой инвалида ВОВ, признанной в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий. Соответственно она обладает правом на обеспечение жилой площадью на основании ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г."
Однако решением комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, от ***2012г. в предоставлении Семеновой А.А. указанной меры социальной поддержки было отказано, в связи с отсутствием оснований для признания её (истицы) нуждающейся в улучшении жилищных условий и выявлением неправомерности действий должностных лиц органа местного самоуправления, осуществляющего принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данное решение, по мнению прокурора, является необоснованным, поскольку занимаемое истицей жилье фактически не отвечает установленным требованиям, что обусловливает возникновение её нуждаемости в обеспечении жилым помещением в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
С учетом этого и в защиту жилищных прав и интересов Семеновой прокурор окончательно просил: признать вышеназванное решение от ***2012г. в части незаконным; признать за истицей право на получение субсидии на приобретение и строительство жилья за счет средств федерального бюджета и обязать ГГУ социальной защиты населения области включить её в Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и Список претендентов на получение субсидии в текущем году.
Представитель Семеновой А.А. поддержал предъявленные требования.
Представитель Администрации Псковской области иск не признал. Указал на то, что Семенова А.А. является собственницей жилого помещения, признанного по результатам обследования соответствующим установленным требованиям и пригодным для проживания. В этих условиях постановка истицы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий была произведена органом местного самоуправления в нарушения норм жилищного законодательства, а, следовательно, решение Комиссии об отказе в предоставлении субсидии на строительство или приобретения жилья являлось правильным.
Представитель Главного государственного Управления социальной защиты населения Псковской области возражал против удовлетворения иска, поддержав позицию представителя Администрации области.
Представители 3-лиц - Администрации Псковского района полагал заявленные прокурором в интересах Семеновой требования обоснованными.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГГУ социальной защиты населения Псковской области просит об отмене данного судебного постановления, ссылаясь на допущенные нарушения при применении материального закона, на несоответствие выводов суда 1 инстанции обстоятельствам дела, которые не были в полной мере учтены при разрешении спора.
В возражениях на апелляционную жалобу Семенова А.А. и прокурор Псковского района просят оставить состоявшееся судебное решение без изменения, полагая доводы апеллятора необоснованными.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в обжалуемое судебное постановление.
Установлено, что Семенова А.А., *** г.р., является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, в связи с чем она обладает правом на установленные законом меры социальной поддержки, что спорным не является.
В соответствии с положениями ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента РФ N 714 от 07.05.2008г. "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945годов" к числу таких мер относится в том числе обеспечение указанной категории граждан, жильем за счет средств федерального бюджета.
Формой предоставления данной меры социальной поддержки законом Псковской области N 563-оз от 07.07.2006г. определена субсидия на приобретение или строительство жилья, а необходимым условием её получения является нуждаемость гражданина в обеспечении жильем (улучшении жилищных условий).
Согласно пункту 3 части 1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в обеспечении жильем в числе прочих признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В свою очередь пунктом 12 раздела 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006г. предусмотрено, что "жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных."
Из материалов дела следует, что Семенова А.А. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: Псковский район, д. К., ул. Ш., д. ***, кв. ***, принадлежащем ей на праве собственности в порядке приватизации.
Это жилье представляет собой квартиру, общей площадью 42,5 кв.м., расположенную на втором этаже жилого дома, 1964 года постройки.
По результатам обследования, проведенного в мае 2011г. межведомственной комиссией, общее состояние жилого помещения было признано удовлетворительным. Но при этом установлено наличие протечек потолка, обусловленное нарушением "сплошности" покрытия кровли дома, также были отмечены разрушения печных оголовок 3 и 4 дымоходов.
Вместе с тем, согласно представленным документам указанный объект недвижимости имеет частичное благоустройство, ограниченное электроснабжением, автономным газоснабжением и печным отоплением. Канализация представлена люфт-клозетом, а водоснабжение осуществляется за счет колодца.
Поскольку в дер. К. имеются централизованные инженерные сети, что подтверждается справкой Администрации с\п " Т. волость", то, исходя из вышеприведенных правовых норм, занимаемое Семеновой А.А. жилье не может быть признано отвечающим установленным требованиям.
Это фактически было признано и самим органом местного самоуправления, которым по результатам обследования было издано распоряжение N *** от ***2011г. о признании истицы нуждающейся в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Кроме того, экспертным исследованием, выполненным специалистами в мае 2012г., было установлено, что квартира имеет физический износ 82 %, все конструктивные элементы здания за исключением наружных стен эксплуатируются свыше нормативного срока и нуждаются в капитальном ремонте.
Данные выводы специалиста были обоснованно учтены судом с указанием на их корректность в виду того, что процент износа жилья, приведенный в заключении межведомственной комиссии, соответствовал данным технической инвентаризации 2000 года.
Также обоснованно были приняты во внимание данные о состоянии здоровья Семеновой А.А., которая страдает целым рядом хронических заболеваний и её возраст (89 лет), исходя из чего было правильно признано, что имеющаяся степень благоустроенности жилья объективно не обеспечивает достойных условий проживания истицы и обусловливает возникновение нуждаемости в их улучшении.
Этот вывод полностью согласуется с положениями ФЗ "О ветеранах", предусматривающими, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерациив целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Таким образом, в качестве вдовы участника ВОВ, нуждающейся в улучшении жилищных условий, Семенова вправе претендовать на получение субсидии на приобретение жилья в соответствии со ст.15 ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008г. "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945годов".
Как следствие, предъявленные ею требования были обоснованно признаны правомерными и подлежащими удовлетворению.
Доводов объективно и убедительно опровергающих правильность постановленного решения апеллятором не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда от *** 2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного государственного управления социальной защиты населении Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий Г.А.Ельчанинова
Судьи О.Л. Ениславская О.П. Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.