Решение Калининградского областного суда от 14 августа 2012 г.
(Извлечение)
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Дело N 3-35/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 августа 2012 года г. Калининград Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Струковой А.А.
с участием прокурора - Павлюченковой В.А.
при секретаре - Протас И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению совета депутатов муниципального образования "Каменское сельское поселение" об оспаривании решений Черняховской ТИК N 62/229-2 от 25 мая 2012 года об отложении рассмотрения вопроса о назначении дополнительных выборов и N 63/230-2 от 27 июля 2012 года об отказе в назначении дополнительных выборов, об определении даты проведения дополнительных выборов в совет депутатов МО "Каменское сельское поселение",
УСТАНОВИЛ:
Совет депутатов МО "Каменское сельское поселение" обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что установленная численность представительного органа Каменского сельского поселения - 10 депутатов. 18 мая 2012 года заявления о сложении полномочий подали депутаты Красюк Л.В., Башкатова Г.И., Радионова Р.И. и 21 мая 2011 года - депутат Шаповалова Н.В., после чего глава МО "Каменское сельское поселение" обратился в Черняховскую ТИК с заявлением о назначении дополнительных выборов, однако решением Черняховской ТИК N 62/229-2 от 25 мая 2012 года рассмотрение вопроса о назначении дополнительных выборов было отложено до принятия Калининградским областным судом решения по заявлению о признании неправомочным состава совета депутатов МО "Каменское сельское поселение" и вступления его в законную силу. Решением Калининградского областного суда от 26 июня 2012 года в удовлетворении заявления Радионовой Р.И., Юрченко Ю.С. и Климовой В.В. о признании неправомочным состава совета депутатов МО "Каменское сельское поселение" Черняховского района первого созыва отказано с учетом изменения волеизъявления депутата Шаповаловой Н.В. После вынесения такого решения глава МО "Каменское сельское поселение" обратился 27 июня 2012 года с заявлением о назначении дополнительных выборов в Черняховскую ТИК, которая решением N 63/230-2 от 27 июля 2012 года отказала в назначении дополнительных выборов по тем основаниям, что дата назначения дополнительных выборов еще не наступила. Заявитель полагает упомянутые решения Черняховской ТИК противоречащими положениям п. 8 ст. 71 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 1 ст. 88 Закона Калининградской области N 231 от 18 марта 2008 года "О муниципальных выборах в Калининградской области" и нарушающими права населения муниципального образования. С учетом изложенного заявитель просит признать незаконными решения Черняховской ТИК N 62/229-2 от 25 мая 2012 года об отложении рассмотрения вопроса о назначении дополнительных выборов и N 63/230-2 от 27 июля 2012 года об отказе в назначении дополнительных выборов, а также обязать Черняховскую ТИК назначить дополнительные выборы в совет депутатов МО "Каменское сельское поселение" на 14 октября 2012 года.
В судебном заседании представитель совета депутатов МО "Каменское сельское поселение" Годлевская Н.И. заявленные требования поддержала, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представитель Черняховской ТИК в судебное заседание не явился, секретарем избирательной комиссии представлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с выездом председателя Черняховской ТИК в командировку. Принимая во внимание, что территориальная избирательная комиссия является юридическим лицом и извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, а также с учетом мнений представителя заявителя и прокурора о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Черняховской ТИК.
Выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об оставлении заявления без удовлетворения, суд приходит к следующему.
Согласно решениям Черняховской ТИК от 13 октября 2008 года N 274 "Об общих итогах выборов представительного органа муниципального образования "Каменское сельское поселение", от 31 октября 2008 года N 354 "О внесении изменений в решение Черняховской территориальной избирательной комиссии от 13 октября 2008 года?" и от 11 октября 2009 года N 108 "Об общих итогах дополнительных выборов депутата совета депутатов муниципального образования "Каменское сельское поселение" 11 октября 2009 года" в состав совета депутатов МО "Каменское сельское поселение" первого созыва избраны депутаты Красюк Л.В., Скандаков А.С., Радюшкин В.Е., Овсянников А.А., Шаповалова Н.В., Шамоян А.У., Радионова Р.И., Башкатова Г.И., Мясоедов А.С., Шереметьев С.В.
Пунктом 1 ст. 25 Устава муниципального образования "Каменское сельское поселение" установлена численность представительного органа поселения в 10 депутатов.
Как видно из материалов дела, заявления о сложении полномочий были поданы 18 мая 2012 года депутатами Красюк Л.В., Башкатовой Г.И., Радионовой Р.И. и 21 мая 2011 года - депутатом Шаповаловой Н.В.
На момент подачи главой МО "Каменское сельское поселение" заявления от 21 мая 2012 года о назначении дополнительных выборов в производстве Калининградского областного суда находилось дело по заявлениям Радионовой Р.И., Юрченко Ю.С. и Климовой В.В. о признании неправомочным состава совета депутатов МО "Каменское сельское поселение" Черняховского района первого созыва.
Принимая во внимание правовые последствия решения суда о неправомочности состава представительного органа муниципального образования после вступления его в законную силу с учетом положений ч. 17 и ч. 18 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также осведомленность Черняховской ТИК о наличии соответствующего судебного спора, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Черняховской ТИК N 62/229-2 от 25 мая 2012 года об отложении рассмотрения вопроса о назначении дополнительных выборов до разрешения находящегося в производстве Калининградского областного суда заявления о признании неправомочным состава совета депутатов МО "Каменское сельское поселение" по своему содержанию не является отказом в назначении муниципальных выборов и не противоречит закону.
Суд также считает, что в указанной ситуации неназначение дополнительных выборов до рассмотрения судом дела по заявлению о признании неправомочным состава совета депутатов МО "Каменское сельское поселение" не свидетельствует о незаконном бездействии избирательной комиссии.
Решением Калининградского областного суда от 26 июня 2012 года в удовлетворении заявления Радионовой Р.И., Юрченко Ю.С. и Климовой В.В. о признании неправомочным состава совета депутатов МО "Каменское сельское поселение" Черняховского района первого созыва отказано.
Такое решение принято с учетом изменения волеизъявления депутата Шаповаловой Н.В., заявившей о намерении продолжать осуществлять депутатские полномочия.
Решение суда обжаловано в апелляционном порядке и до настоящего времени не вступило в законную силу.
Об изменении волеизъявления депутата Шаповаловой Н.В. председателю Черняховской ТИК стало известно 26 июня 2012 года. Ранее этой даты у Черняховской ТИК не имелось достаточных оснований к решению вопроса о назначении дополнительных выборов.
Согласно п. 8 ст. 71 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона) не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.
Аналогичные положения предусмотрены статьёй 88 Закона Калининградской области N 231 от 18 марта 2008 года "О муниципальных выборах в Калининградской области".
Из приведенных положений закона следует, что по общему правилу дополнительные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления проводятся во второе воскресенье марта не позднее чем через год со дня досрочного прекращения полномочий депутатов, а во второе воскресенье октября - только в случае, если невозможно с учётом требований пункта 7 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ назначить их на второе воскресенье марта, то есть до дня голосования осталось менее 80 дней.
Поскольку предельный срок для проведения дополнительных выборов (1 год со дня сложения своих полномочий депутатами Красюк Л.В., Башкатовой Г.И., Радионовой Р.И. и со дня изменения волеизъявления депутата Шаповаловой Н.В.) не истёк ни на момент принятия оспариваемого решения избирательной комиссии от 27 июля 2012 года, ни на момент рассмотрения судом настоящего дела, до истечения этого срока компетентная избирательная комиссия вправе самостоятельно решить вопрос о назначении дополнительных выборов в установленные законом сроки.
На основании пунктов 5, 6 Федерального закона N 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" дата и порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц определяются решением суда только в тех случаях, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Черняховской ТИК N 63/230-2 от 27 июля 2012 года об отказе в назначении дополнительных выборов также не противоречит закону.
Ссылки в заявлении на то, что повторное заявление главы МО "Каменское сельское поселение" о назначении дополнительных выборов рассмотрено с нарушением 5-дневного срока, предусмотренного п. 4 ст. 20 Федерального закона N 67-ФЗ, являются ошибочными, поскольку такой срок рассмотрения избирательными комиссиями заявлений установлен только на период избирательных компаний.
При таких обстоятельствах суд полагает требования об оспаривании упомянутых решений Черняховской ТИК от 25 мая 2012 года и от 27 июля 2012 года, а также об определении даты проведения дополнительных выборов не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления совета депутатов муниципального образования "Каменское сельское поселение" об оспаривании решений Черняховской ТИК N 62/229-2 от 25 мая 2012 года об отложении рассмотрения вопроса о назначении дополнительных выборов и N 63/230-2 от 27 июля 2012 года об отказе в назначении дополнительных выборов, об определении даты проведения дополнительных выборов в совет депутатов МО "Каменское сельское поселение" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2012 года.
Судья Калининградского
областного суда А.А. Струкова
Копия верна: Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.