Решение Брянского областного суда от 11 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судья Брянского областного суда Петракова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на не вступившее в законную силу решение судьи Суземского районного суда Брянской области от 26 марта 2012 года и постановление административной комиссии при администрации Суземского района N от 14.02.2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15 Закона Брянской области N 88-З от 15.06.2007 г. в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии при администрации Суземского района Брянской области от 14.02.2012 г. за N ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15 Закона Брянской области N 88-З от 15.06.2007 г. "Об административных правонарушениях на территории Брянской области". ФИО1 было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 руб.
Решением судьи Суземского районного суда Брянской области от 26 марта 2012 г. постановление административной комиссии при администрации Суземского района Брянской области от 14.02.2012 г. за N в отношении ФИО1 оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 без удовлетворения.
На вышеуказанное решение судьи районного суда и постановление административной комиссии при администрации Суземского района Брянской области ФИО1 подал жалобу в которой просит их отменить, указывая на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, протокол в отношении него составлен не уполномоченным лицом, на заседание административной комиссии его не вызывали, в результате чего он был лишен возможности защищать свои права.
Заслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела 15 января 2012 г. в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15 Закона Брянской области N 88-З от 15.06.2007 г. "Об административных правонарушениях на территории Брянской области", которая предусматривает привлечение граждан к административной ответственности за нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов и влечет наложение административного штрафа на граждан - в размере от ста до двух тысяч рублей.
Протокол о совершении административного правонарушения в отношении ФИО1 был составлен должностным лицом милиции общественной безопасности в соответствии с требованиями ст. 29 Закона Брянской области N 88-З от 15.06.2007 г. "Об административных правонарушениях на территории Брянской области" и передан на рассмотрение административной комиссии при администрации Суземского района Брянской области.
Постановлением административной комиссии при администрации Суземского района Брянской области от 14.02.2012 г. за N ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15 Закона Брянской области N 88-З от 15.06.2007 г. "Об административных правонарушениях на территории Брянской области" и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 руб.
На заседании административной комиссии ФИО1 не присутствовал. Более того, как следует из материалов дела сведения о надлежащем извещении ФИО1 о дате и времени рассмотрения административного материала отсутствуют.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о несоблюдении административным органом порядка привлечения ФИО1 к административной ответственности на основании нижеизложенного.
Административным органом в качестве доказательств надлежащего извещения ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в материалы дела представлены копии извещений, датированные 17 февралем 2012 г., т.е. уже после вынесения комиссией оспариваемого постановления.
Доказательств надлежащего извещения ФИО1 о назначении времени и места рассмотрения дела административным органом не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В ч. 2 ст. 25.1. КоАП РФ законодатель указывает не просто об уведомлении лица о рассмотрении административного дела, а о "надлежащем" уведомлении.
Уведомление должно быть "надлежащим" в целях обеспечения лицу всех гарантированных государством прав при рассмотрении административного дела, результатом которого (применительно к рассматриваемому спору) является вынесение постановления о привлечении к административной ответственности.
Под надлежащим уведомлением понимается предоставление лицу возможности воспользоваться установленными законом правами (ч. 3 ст. 24.3., ч. 1 ст. 24.4., ч. 1 ст. 25.1. КоАП РФ).
Надлежащим уведомлением лица о рассмотрении административного дела обеспечивается баланс между правом государства привлечь лицо к административной ответственности (т.е. признания лица виновным в совершении административного правонарушения) и обязанностью государства обеспечить лицу, привлекаемому к ответственности, соблюдение всех предусмотренных законом гарантий.
На основании изложенного прихожу к выводу, что ФИО1 не был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения административного дела, вследствие чего административным органом при производстве по делу об административном правонарушении нарушены процессуальные требования, установленных КоАП РФ, что является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенное административным органом нарушение является существенным, лишившим ФИО1 предоставленных ему законом прав. Допущенное нарушение не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Возможность устранить такие последствия в ходе рассмотрения дела в суде отсутствует.
На основании вышеизложенного прихожу к выводу о незаконности принятого административным органом постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с которым ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15 Закона Брянской области N 88-З от 15.06.2007 г. "Об административных правонарушениях на территории Брянской области", вследствие чего решение судьи Суземского районного суда Брянской области от 26 марта 2012 г. и постановление административной комиссии при администрации Суземского района Брянской области N от 14.02.2012 г. подлежат отмене.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Суземского районного суда Брянской области от 26 марта 2012 г., постановление административной комиссии при администрации Суземского района Брянской области от 14.02.2012 г. за N о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15 Закона Брянской области N 88-З от 15.06.2007 г. "Об административных правонарушениях на территории Брянской области" отменить, направить материал в отношении ФИО1 в административную комиссию при администрации Суземского района Брянской области на новое рассмотрение.
Судья Брянского областного суда ПЕТРАКОВА Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.