Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 31 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего КИСЕЛЁВОЙ Е.А.
судей областного суда КРАВЦОВОЙ Г.В.
СИДОРЕНКОВОЙ Е.В.
при секретаре КОЛЕСНИЧЕНКО Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 июля 2012 года по докладу судьи Кравцовой Г.В. дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации на решение Советского районного суда г. Брянска от 11 марта 2012 года по иску Ш. в интересах Ш.И. к Брянской городской администрации, администрации Брянской области о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
Ш. обратилась в суд в защиту интересов Ш.И. к Брянской городской администрации, ссылаясь на то, что ее дочь Ш.И. является инвалидом II группы по психическому заболеванию, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. На основании распоряжения Бежицкой районной администрации г.Брянска N441-р от 08.12.2009 года она с составом семьи три человека с 02.12.2009г. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья по заболеванию своей старшей дочери Ш.И. По состоянию на 01.04.2011 г. семья Ш. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставления жилья под номером 55. Согласно ответам Брянской городской администрации и Бежицкой районной администрации жилищные условия семьи Ш. будут улучшены по списку внеочередного предоставления жилья при его наличии. Ш. полагает доводы Брянской городской администрации о предоставлении квартиры в порядке очереди противоречат закону, так как согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ право ее семьи на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем других очередников. Ш. просит обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ей на состав семьи из трех человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке, с учетом права Ш.И. на дополнительную жилую площадь.
При рассмотрении дела к участию в деле в качестве соответчика привлечена Брянская областная администрация.
В ходе рассмотрения дела представитель истца С. уточнила исковые требования, в связи с переоформлением учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях с Ш. на Ш.И., просила обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Ш.И. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям установленных социальных норм, в черте города Брянска.
В судебном заседании представитель истца С. уточненные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Брянской городской администрации К. исковые требования не признал, считает Брянскую городскую администрацию ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Представитель ответчика администрации Брянской области Ч. иск не признала, пояснила, что в отношении категории лиц, к которой относится Ш.И., жилое помещение должно предоставляться органом местного самоуправления, в связи с отсутствием специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда.
Решением суда исковые требования Ш. в интересах Ш.И. удовлетворены
Суд обязал Брянскую городскую администрацию предоставить Ш.И. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям установленных социальных норм, в черте города Брянска.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации просит отменить решение суда, как незаконное, постановленное в нарушение норм материального и процессуального права.
Заслушав доклад по делу судьи Кравцовой Г.В., объяснения представителя истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, представителя финансового управления Брянской городской администрации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, согласно решению Бежицкого районного суда г. Брянска от 02.08.2010г. Ш.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, признана недееспособной.
На основании постановления Брянской городской администрации от 13.09.2010г. N2348-зп установлена опека над Ш.И. с назначением опекуна Ш., зарегистрированной по адресу: "адрес".
В соответствии со справкой Брянской областной психиатрической больницы N N от 16.11.2009г. Ш.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающая по адресу: "адрес" имеет право на дополнительную жилую площадь на основании Постановления Правительства РФ N817 от 21.12.04. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.06.2006г. N378 п. 3 Перечня проживание в одной квартире с Ш.И. невозможно.
Согласно ч. 1 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании выписки из Распоряжения Бежицкой районной администрации г.Брянска от 08 декабря 2009 года N441-р "О постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и внесении изменений в учетные дела" Ш., зарегистрированная по адресу: "адрес", общей площадью 30,7 кв.м. на 3 человека (в том числе Ш.И. - дочь ДД.ММ.ГГГГ рождения; Ш.Т. - дочь ДД.ММ.ГГГГ рождения) поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, а также включена в список внеочередного предоставления жилья по заболеванию дочери Ш.И. с составом семьи три человека.
Согласно выписке из Распоряжения от 24.10.2011г. N374-р "О постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и внесении изменений в учетные дела" переоформлен учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и список внеочередного предоставления жилья на Ш.И. (в соответствии с личным заявлением), зарегистрированную по "адрес", с Ш., состоящей по заболеванию ребенка на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 02.12.2009 и в списке внеочередного предоставления жилья с 02.12.2009г.
Разрешая возникший спор, суд правильно исходил из того, что в соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 жилищного кодекса перечне.
На основании ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что Ш.И., ДД.ММ.ГГГГ.р., зарегистрирована по адресу: "адрес" - с 10 декабря 2004 года по настоящее время.
Ш. зарегистрирована с двумя дочерьми Ш.Т. ДД.ММ.ГГГГ рождения и Ш.И. ДД.ММ.ГГГГ рождения в квартире "адрес", которая находится в собственности Ш.Т. и Ш.И. по 1/2 доли. Другого помещения, принадлежащего на праве собственности, Ш.И. не имеет.
Таким образом, установлено, что проживание Ш.И. в жилом помещении по адресу: "адрес", в помещении, занятом тремя лицами, создает угрозу как для самой Ш.И., так и для окружающих.
В судебном заседании также установлено, что жилое помещение по договору социального найма Ш.И., как лицу, страдающему хроническим заболеванием, не предоставлялось.
Приходя к выводу об удовлетворении исковых требований, суд правильно руководствовался требованиями ч. 1 и ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и исходил из того, что право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Отклоняя доводы представителей Брянской городской администрации, а также Финансового управления Брянской городской администрации о том, что обеспечение жильем указанной категории граждан не является обязательством органа местного самоуправления по следующим основаниям.
Суд правильно указал, что предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. И поскольку в отношении категорий лиц, к которым относится Ш.И., вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, жилое помещение истице должно быть предоставлено органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
Суд обоснованно учитывал, что ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003г. N131-Ф3, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Пунктом 2.1 Положения о порядке заключения договора социального найма жилого помещения на территории г. Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 18 июля 2005 года N 2461-п, закреплено, что Брянская городская администрация производит распределение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, принимает соответствующие постановления и направляет их в администрации районов г. Брянска.
Согласно п. 1.6 указанного Положения постановление Брянской городской администрации о распределении жилого помещения и распоряжение администрации района в г.Брянске о персональном распределении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, являются единственным основанием для заключения договора социального найма.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 11 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.А. КИСЕЛЁВА
Судьи областного суда Г.В. КРАВЦОВА
Е.В. СИДОРЕНКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.