Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.Н. Демьяновой,
судей О.Р. Синицыной, А.Н. Лукоянова,
при секретаре Ю.С. Лбовой
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 01 июня 2012 года, которым удовлетворено заявление Рябцовского Алексея Александровича; решение КСЗНОиП по городскому округу г. Кострома об исключении Рябцовского Алексея Александровича из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, признано необоснованным; на КСЗНОиП по городскому округу г. Кострома возложена обязанность восстановить Рябцовского Алексея Александровича в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Н.Н. Демьяновой, выслушав объяснения представителя департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.Н. Скворцова, А.А. Рябцовского и его представителя К.С. Смирновой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.А. Рябцовский обратился в суд с заявлением, в котором просил: признать незаконным решение комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома от 19 декабря 2011 года об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения; восстановить его в указанном списке.
Обосновал тем, что он относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации г. Кострома от 27 мая 1993 года N 485 за ним было закреплено жилое помещение по адресу: "адрес". Однако ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами данная жилплощадь была утрачена. Он неоднократно обращался с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, однако в соответствующий список был включен только 02 мая 2007 года постановлением администрации г. Кострома N 942. 19 декабря 2011 года комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома (далее КСЗНОиП по городскому округу г. Кострома) уведомил его об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Решение мотивировано тем, что он вступил в права наследства на жилой дом с земельным участком по адресу: "адрес". Жилой дом находится в непригодном состоянии, капитальному ремонту не подлежит, ввиду чего, по мнению КСЗНОиП по городскому округу г. Кострома ему должно быть предоставлено жилое помещение в Судиславском сельском поселении. Данное решение полагал незаконным, нарушающим его конституционное право на жилище. Местом его жительства является г. Кострома, менять его он не желает. Обязательства по предоставлению ему жилого помещения по месту жительства - в г. Костроме не исполнены, поэтому оснований для снятия его с учета не имелось.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, администрация Костромской области, администрация г. Кострома, Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации г. Кострома.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе и.о. директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области В.А. Шилов просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления А.А. Рябцовского.
Ссылаясь на абзац 2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указывает, что у заявителя изначально имелось закрепленное жилое помещение по адресу: "адрес", которое матерью А.А. Рябцовского на основании договора от 16 июня 1994 года было обменено на "адрес". В дальнейшем на основании договора от 01 сентября 1994 года также произошел обмен жилыми помещениями - на жилой дом в "адрес". Считает, что при обменах закрепление жилого помещения за заявителем переносилось с одного объекта недвижимости на другой как обременение. После смерти матери А.А. Рябцовский вступил в права наследства на жилой дом с земельным участком в д. Сколепово. Факт же непригодности этого дома для проживания не является основанием для предоставления жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ. В данном случае обеспечение заявителя жилым помещением должно осуществляться органами местного самоуправления, о чем было указано и в представлении прокуратуры от 14 ноября 2011 года, исследовавшимся в судебном заседании.
В настоящем судебном заседании представитель департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.Н. Скворцов апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
А.А. Рябцовский и его представитель К. С. Смирнова с апелляционной жалобой не согласились, просили в ее удовлетворении отказать.
Дело рассматривается в отсутствие представителей администрации Костромской области, администрации г. Костромы, комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома, Управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В Костромской области принят и действует Закон от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области".
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма".
Основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 56 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, А.А. Рябцовский, 21 июля 1986 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Свердловского района г. Костромы N 485 от 24 мая 1993 года за А.А. Рябцовским сохранено жилое помещение по адресу: г. Кострома, ул.Лесная, д. 19, кв. 8.
16 июня 1994 года мать заявителя Л.Б. Рябцовская, лишенная в отношении него родительских прав решением Свердловского районного суда г. Костромы от 15 июня 1993 года, заключила договор мены вышеуказанного жилого помещения с ФИО11 на жилое помещение по адресу: "адрес".
В дальнейшем на основании договора от 01 сентября 1994 года произвела обмен этого жилого помещения с ФИО12 на жилой дом в "адрес".
Постановлением администрации г. Костромы от 02 мая 2007 года N 942 А.А. Рябцовский поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в список очередности воспитанников детских домов.
Постановлением главы г. Костромы от 01 июня 2009 года N 996 А.А. Рябцовскому с составом семьи 2 человека (с братом В.А. Рябцовским) по договору социального найма предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", комната 1 жилой площадью 10,7 кв. метров до подхода очередности на получение жилья, соответствующего требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
После смерти матери А.А. Рябцовский вступил в права наследства на жилой дом с земельным участком по адресу: "адрес".
Заключением Межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы Судиславского муниципального района от 28 января 2011 года N 28-р, от 02 февраля 2011 года жилой дом по указанному адресу отнесен к категории непригодного для проживания, не подлежащего восстановлению.
19 декабря 2011 года КСЗНОиП по городскому округу г. Кострома в адрес А.А. Рябцовского направлено уведомление о принятии решения об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В качестве основания для снятия с учета указано наличие у А.А. Рябцовского жилого дома в "адрес", права на предоставление жилого помещения органом местного самоуправления в Судиславском сельском поселении в соответствии с пунктом 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ.
Разрешая требования, суд исходил из того, что закрепленное за заявителем жилое помещение не было сохранено ввиду его обмена Л.Б. Рябцовской, причем сделки по обмену жилыми помещениями противоречили действующему на тот период времени законодательству, были совершены без предварительного разрешения органов опеки и попечительства.
Поскольку закрепленное жилое помещение не было сохранено, а полученное в порядке наследования жилое помещение является непригодным для проживания, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления А. А. Рябцовского.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, доводы апелляционной жалобы их не опровергают.
По делу видно, что после окончания пребывания в Галичской школе-интернате для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, А.А. Рябцовский не имел возможности вселиться в ранее закрепленное за ним жилое помещение ввиду его обмена матерью. Данное обстоятельство указывается и в письме департамента образования и науки администрации Костромской области от 06 сентября 2005 года N 1930 (л.д.9), не оспаривалось участвующими в деле лицами и по существу явилось основанием для постановки А.А. Рябцовского на учет нуждающихся.
Доводы апелляционной жалобы о переносе закрепления жилого помещения за А.А. Рябцовским с одного объекта недвижимости на другой являются ошибочными и не могут быть приняты. Каких-то распоряжений о закреплении жилых помещений, полученных Л.Б. Рябцовской в результате обменов, за заявителем компетентными органами не принималось.
Вступление заявителя в права наследства на жилой дом с земельным участком после смерти матери также не могло являться основанием для снятия его с соответствующего учета.
Конституционный Суд РФ в Определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П указал, что предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Из системной связи статей 51, 57 ЖК РФ следует, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях как на основании пункта 1 части 1 ст. 51 ЖК РФ, так и на основании пунктов 2-4 части 1 ст. 51 ЖК РФ.
В данном случае жилой дом в "адрес" в установленном порядке признан непригодным для проживания, не подлежащем восстановлению. Приходящаяся на заявителя площадь предоставленного Постановлением главы г. Костромы от 01 июня 2009 года N 996 жилого помещения не соответствует установленной решением Думы г. Костромы от 23 июня 2005 года N 54 учетной норме.
При таких обстоятельствах А.А. Рябцовский продолжает оставаться нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем он не мог быть исключен из соответствующего списка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение жилым помещением А.А. Рябцовского должно осуществляться органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ, основаны на неправильном толковании норм материального права, на оценку законности судебного решения не влияют. Несмотря на принятие на учет нуждающихся 02 мая 2007 года полагающееся по закону жилое помещение А.А. Рябцовскому не предоставлено, основания, дающие право на получение такого жилого помещения, заявителем не утрачены.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции как постановленное с соблюдением норм материального и процессуального права следует признать законным и обоснованным. Предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для его отмены в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 01 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.