Судья Курского областного суда Мигущенко Н.А., рассмотрев жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N11" УФСИН России по Курской области на постановление судьи Суджанского районного суда Курской области от 21 марта 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.10.6 КоАП РФ в отношении юридического лица Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N11" УФСИН России по Курской области,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением судьи Суджанского районного суда Курской области от 21 марта 2012 года юридическое лицо Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N11" УФСИН России по Курской области (далее ФКУ ИК-11 УФСИН России по Курской области) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10.6 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе начальник ФКУ ИК-11 УФСИН России по Курской области Толстихин В.В. просит указанное постановление судьи отменить, как незаконное, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава указанного правонарушения.
Проверив материалы дела, выслушав доводы представителей ФКУ ИК-11 УФСИН России по Курской области Пашинского А.Ю., Павлюченко Е.И., поддержавших жалобу, мнение представителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям Шибаевой Е.В., возражавшей против удовлетворения жалобы,нахожу постановление судьи подлежащим оставлению без изменения.
Отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, регулируются ветеринарным законодательством, в том числе Федеральным законом N4979-1 от 14.05.1993 г. "О ветеринарии" (статья 2 Закона).
Согласно статье 1, 8 Закона "О ветеринарии", одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является осуществление государственного ветеринарного надзора, который, направлен на выявление, предупреждение и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также на осуществление надзора за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил.
Согласно статье 18 Закона о ветеринарии, ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В силу ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела 29 декабря 2011 года в 12 часов 30 минут государственным инспектором Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям в ходе проведения внеплановой проверки соблюдения ветеринарного законодательства в подсобном хозяйстве ФКУ ИК-11 УФСИН России по Курской области, расположенного в "адрес", установлено, что ФКУ ИК-11УФСИН России по Курской области нарушило требования ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 года N4979-1 " О ветеринарии", п.1.9 "Ветеринарно - санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий", утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 г., а именно: территория подсобного хозяйства - свинарника огорожена по всему периметру забором, изгородью не полностью, что способствует бесконтрольному проходу людей и животных; а так же п.п. 1.1., 1.2, 1.5, 1.7, 4.1.1 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 г. N13-7-2/469, а именно: биологические отходы, полученные в результате убоя 6 голов свиней, утилизированы путем сжигания и закапывания в землю.
По данному факту в отношении юридического лица ФКУ ИК-11 УФСИН России по Курской области составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ N.
Согласно пункту 1.9 "Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий", утверждённых Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 г., территория каждой зоны должна быть ограждена по всему периметру изгородью, препятствующей бесконтрольному проходу людей и животных.
Факт невыполнения учреждением указанных требований вопреки доводам жалобы подтверждается письменными материалами дела, исследованными в судебном заседании, а именно: протоколом об административном правонарушении N от 29.12.2011 года, актом проверки N от 29.12.2011 года, протоколом осмотра от 29.12.2011 года, а так же письменными объяснениями руководителя ФКУ ИК-11 УФСИН России по Курской области Толстихина В.В.
Ветеринарно-санитарные правила для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденные Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 г., предназначены для специализированных хозяйств (ферм и комплексов) по выращиванию племенных животных, товарной репродукции, откорму свиней и определяют совокупность хозяйственных, зоотехнических и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих надлежащую санитарную культуру, сохранение здоровья животных, получение от них высокой продуктивности, охрану окружающей среды от загрязнения производственными отходами и распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и действующие свиноводческие предприятия.
Согласно ГОСТу 27774-88 (СТ СЭВ 59663-87), свиноводческая ферма - основные и подсобные помещения, рассчитанные на содержание определенного поголовья свиней.
В соответствии с преамбулой к указанным Правилам от 04.11.1986 г. их положения обязательны не только для предприятий, основной целью которых является разведение и откорм свиней, но и для любых специализированных хозяйств, осуществляющих указанную деятельность, к которым и относится свиноводческое хозяйство, содержащееся учреждением.
Как следует из письменных материалов дела - свидетельств о государственной регистрации права от 14.12.2010 г., справки ФКУ ИК-11 УФСИН России по Курской области, технического паспорта Суджанского отделения Курского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", пояснений представителей ФКУ ИК-11 УФСИН России по Курской области, нежилое здание - свинарник, находится на праве оперативного управления и состоит на балансе ФКУ ИК -11 УФСИН России по Курской области, используется по назначению, то есть для содержания свиней, следовательно, является свиноводческим предприятием, на которое распространяется действие вышеуказанных правил.
В связи с чем, вывод судьи районного суда о нарушении ФКУ ИК-11 УФСИН России по Курской области п.1.9. Правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденные Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 г., является верным.
Доказательства, подтверждающие указанное, вопреки доводам жалобы исследованы и оценены районным судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Доводы жалобы о том, что Ветеринарно-санитарные правила для специализированных свиноводческих предприятий от 04.11.1986 г. утратили силу, так как не были опубликованы в установленном законом порядке, суд считает необоснованными, поскольку указанный нормативно - правовой акт принят до вступления в силу положений Конституции Российской Федерации, Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года, обязывающих официальное опубликование нормативных правовых актов.
При этом установленным в Конституции Российской Федерации и Указе Президента РФ положениям об обязательном официальном опубликовании нормативных правовых актов обратная сила не придавалась. Более того, согласно п. 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.
Исходя из пункта 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза СССР применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и настоящему Соглашению.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что оспариваемые нормативные правовые акты утратили силу на основании Заключения Конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г. N 12, несостоятельна. В соответствии с этим Заключением утрачивают силу неопубликованные нормативные правовые акты, если они не будут опубликованы по истечении трехмесячного срока. При этом под опубликованием нормативных актов, согласно пункту 1 постановляющей части Заключения, подразумевается доведение их тем или иным способом до всеобщего сведения.
Ветеринарно-санитарные правила для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденные Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 г. были приняты в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, опубликованы и доведены до всеобщего сведения в порядке, действовавшем на момент их издания, содержатся в различных справочно-правовых системах, включая системы "Консультант Плюс"и т.д.), и продолжают действовать после принятия Конституции Российской Федерации, поскольку ей не противоречат.
В то же время, нарушение ФКУ ИК-11 УФСИН России по Курской областиуказанных в протоколе об административном правонарушении п.п. 1.1., 1.2, 1.5, 1.7, 4.1.1 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 г. N13-7-2/469 не нашло своего подтверждение в судебном заседании, поскольку приведенные нормы не содержат запрет на сжигание биологических отходов, в том числе в отсутствие контроля ветеринарного специалиста, нарушение иных норм указанных Правил учреждению не вменялось. В связи с чем вывод районного суда о нарушении учреждением указанных норм, а так же п.1.7.1., 4.3.1 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 г. N13-7-2/469 является необоснованным.
Однако, учитывая, что в судебном заседании установлено нарушение юридическим лицом ФКУ ИК-11 УФСИН России по Курской области пункта 1.9 "Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий", утверждённых Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 г., выводы суда о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ являются верными.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ФКУ ИК-11 УФСИН России по Курской областисостава административного правонарушения являлись предметом рассмотрения судьи районного суда и обоснованно признаны несостоятельными по основаниям подробно мотивированным в постановлении. Оснований не согласиться с указанными выводами судьи районного суда не имеется.
Существенных процессуальных нарушений, которые не позволили бы судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
Постановление о назначении юридическому лицу ФКУ ИК-11 УФСИН России по Курской области административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 10.6 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел. Наказание ФКУ ИК-11 УФСИН России по Курской области назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела и требований ст. 4.1 КоАП РФ,оснований для изменения вида или размера назначенного наказания не имеется.
Иные доводы жалобы на законность и обоснованность вынесенного по делу об административном правонарушении постановления судьи не влияют.
При таких обстоятельствах постановление судьи по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ФКУ ИК-11 УФСИН России по Курской области является законным и обоснованным, а доводы, изложенные в жалобе, основанием для отмены или изменения судебного постановления не являются, в связи с чем, жалоба ФКУ ИК-11 УФСИН России по Курской области подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Курского областного суда
РЕШИЛА:
Постановление судьи Суджанского районного суда Курской области от 21марта 2012 года оставить без изменений, жалобу ФКУ ИК N11 УФСИН России по Курской области - без удовлетворения.
Судья Курского областного суда Н.А. Мигущенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.