Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Гусевой Е.В.,
судей Бурцевой Л.Н., Клубничкиной А.В.,
при секретаре Быстрове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июля 2012 года апелляционную жалобу Семеновой ФИО10 на решение Каширского городского суда Московской области от 03 мая 2012 года по делу по иску Семеновой ФИО10 к жилищной комиссии войсковой части 56707, командиру войсковой части 56707 и Центральной жилищной комиссии ФСО России о признании незаконными действия и решения о снятии с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих отселению из закрытого военного городка, и об обязании восстановить на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих отселению из закрытого военного городка,
заслушав доклад судьи Бурцевой Л.Н.,
объяснения Семеновой С.В., представителя Нарышкина И.Ю., Семенова Д.В., представителя Центральной жилищной комиссии ФСО России и жилищной комиссии войсковой части 56707 Гайдина Д.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Истица, уточнив исковые требования, обратилась в суд к жилищной комиссии войсковой части 56707, командиру войсковой части 56707 и Центральной жилищной комиссии ФСО России просит признать незаконными действия и решения центральной жилищной комиссии ФСО России, в том числе Протокол N 2 от 14.02.2008 года, Протокол N 8 от 28.11.2008 года, Протокол N 5 от 08.10.2009 года, жилищной комиссии в/части 56707, действия командира в/части 56707, связанные со снятием её и члена семьи Семёнова Д.В. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих отселению из закрытого военного городка и обязать центральную жилищную комиссию ФСО России, жилищную комиссию и командира войсковой части 56707 восстановить её и члена семьи Семёнова Д.В. на учёте лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих отселению из закрытого военного городка.
В обоснование своих требований Семенова С.В. ссылается на то, что с 04 ноября 1993 года проходила военную службу в в/ч 56707. Приказом командира в/ч 56707 от 02.06.2010 года N 37-лс она была уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. На основании её рапорта за N 214 от 03 января 2004 года, решениями жилищной комиссии в/ч 56707 от 22 января 2004 года и от 01 марта 2004 года она с членами семьи была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка. 13 сентября 2011 года ей получено извещение о том, что решением жилищной комиссии от 15 июня 2011 года (протокол заседания N 8) ей отказано в заявлении о постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с наличием у нее в собственности жилья общей площадью N кв.м. В войсковой части 56707 ей в устной форме сообщили, что списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, расформированы, и она не состоит на учёте. Она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в соответствие с действовавшей в тот период редакцией ст. 29 ЖК РСФСР. Заявления о снятии с учёта не подавала, и письменного извещения о снятии с учёта не получала. Нарушен порядок принятия оспариваемых решений. Снятие с учёта нарушает её право на жилище.
В судебном заседании Семенова С.В. и ее представитель исковые требования поддержали.
Представители ответчиков иск не признали, представили письменные возражения и просят в удовлетворении заявленных требований отказать. Возражения мотивированы тем, что Семёнова С.В. с семьей из двух человек (она и сын), проживает в двухкомнатной служебной квартире по адресу: "адрес". По заявлению Семёновой от 03 января 2004 года, она с семьей была принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях. На основании решения ЦЖК ФСО России от 14 февраля 2008 года, список лиц, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в закрытых военных городках ФСО России был расформирован и протоколом заседания жилищной комиссии в/ч 56707 от 05 августа 2009 г. за N 6 сформирован список граждан, подлежащих отселению из закрытого военного городка. Список утверждён на заседании ЦЖК ФСО России (протокол от 08 октября 2009 г. N 9). Семёнова С.В. в данный список не включена, так как не подлежала отселению из закрытого военного городка. Нормы Федерального закона от 28 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" связывают возникновение права на обеспечение жильём военнослужащих по избранному месту жительства с увольнением с военной службы. На момент признания её в 2004 году нуждающийся в улучшении жилищных условий не ставился вопрос об увольнении её с военной службы. На период первоначальной постановки Семеновой С.В. на учет и по нормам действующего в настоящее время законодательства у неё отсутствуют основания для признания нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленных ст. 51 ЖК РФ. Она имеет в собственности на семью из двух человек однокомнатную квартиру, общей площадью N кв. м, по адресу: "адрес", то есть более учётной нормы для постановки на учёт.
Третье лицо Семёнов Д.В. поддержал заявленные требования и сообщил, что кроме занимаемого служебной жилой площади, у него отсутствует какие-либо другие жилые помещения.
Решением Каширского городского суда Московской области от 03 мая 2012 года в удовлетворении исковых требований Семёновой С.В. отказано.
В апелляционной жалобе Семенова С.В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Материалами дела, выпиской из домой книги подтверждается, что Семенова С.В. с сыном Семёновым Д.В. зарегистрированы по месту жительства и проживают в закрытом военном городке по адресу: "адрес"
Материалами дела подтверждается, что Семенова С.В. проходила с 04 ноября 1993 года военную службу по контракту в в/ч 56707. Из учётного жилищного дела видно, что по месту службы она с семьей (двое сыновей, сноха и внучка) была обеспечена служебным жилым помещением по адресу: адресу: "адрес" 03.01.2004 г., 12.01.2004 г. и 28.04.2004 г. она обращалась к начальнику тыла, командиру части и председателю жилищной комиссии в/ч 56707 с рапортами на признание нуждающейся в улучшение жилищных условий и о постановке в очередь на отселение из закрытого военного городка. Решением жилищной комиссии войсковой части 56707 она семьей из двух человек (она и сын Семенов Д.В.) принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях (протокол заседания за N 1 от 22 января 2004 г.). Приказом командира войсковой части 56707 от 02 июня 2010 г. она уволена с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. 27 мая 2011 года Семёнова обратилась к командиру в/ч 56707 с заявлением о признании её с сыном Семеновым Д.В. нуждающимися в улучшении жилищных условий (дело N 2-1669/11 л. д. 30-71).
Из выписки из протокола N 2 заседания ЦЖК ФСО РФ от 14 февраля 2008 года и протокола N 8 от 28 ноября 2008 г. следует, что вследствие нарушения жилищного законодательства, необоснованной задержки в предоставления жилья военнослужащим, подлежащих отселению из закрытых военных городков, расформирован список лиц, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в закрытых военных городках ФСО России и принято решение о создании списка лиц, утративших связь с воинской частью и подлежащих отселению из закрытого военного городка (дело N 2-1669/11 л. д. 104-106).
Протоколом за N 5 заседания ЦЖК ФСО РФ от 09.10.2009 г. утвержден список лиц, утративших связь с в/ч 56707 (г. Кашира-8) и подлежащих отселению из закрытого военного городка. Семёнова С.В. в данный список не была включена (дело N 2-1669/11 л. д. 116-118, 107-106).
Решением жилищной комиссии войсковой части 56707 от 15 июня 2011 г., протокол заседания N 8, на основании пункта 7 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утв. Постановлением Совета министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335, и ст.ст. 49,51, 54 ЖК РФ, Семеновой С.В. отказано в постановке на учёт, т. к. у неё имеется в собственности на семью из двух человек жилое помещение общей площадью не менее учетной номы площади жилого помещения по Каширскому и Орехово- Зуевскому районам Московской области, о чём ей было сообщено письмом председателя жилищной комиссии от 13.09.2011 г. (дело N 2- 1669/11 л. д. 10).
Письмами от 20 июля 2011 г. и от 13 сентября 2011 года ВРИО командира в/ч 56707 и командир части подтвердили это решение жилищной комиссии (дело N 2-1669/11 л. д.138-139, 141-144).
Отказывая истице в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что решением и действием ответчиков по расформированию списка лиц, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в закрытых военных городках ФСО России, истица не была снята с учёта лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий. Оспариваемое решение и действие были направлены на создание списка лиц, утративших связь с воинской частью и подлежащих отселению из закрытого военного городка. В этот список она не могла быть включена, т. к. в данный момент находилась на военной службе, проживала по месту службы в закрытом военном городке и не подлежала отселению. В результате изменения семейного положения, у истицы на период увольнения обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи стала составлять более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления в г. Кашира и г. Ликино-Дулево.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Истица и члены ее семьи были поставлены в очередь на учет в качестве лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий в январе 2004 года. В связи с этим, судебная коллегия приходит к выводу о том, что необходимо руководствоваться действующим на тот период жилищным законодательством при установлении правомерности включения истицы и членов ее семьи в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п.9 решения Мособлисполкома и президиума МОСПС от 29.12.1984 года N 1728/24 (ред. от 30.12.1994, с изм. От 24.11.2003) "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области" Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: п.п. 9.13 Проживающие на служебной жилой площади не менее 5 лет? п.п. 9.16. Семьи при наличии в них лиц разного пола старше девяти лет (кроме супругов), занимающие комнату в коммунальной квартире или однокомнатную квартиру.
В силу ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 6 названного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 ч. 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п.п. 1,3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 01 декабря 2009 года N 1549-О-П, положения ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Как следует из материалов дела, основания, которые до введение в действие ЖК РФ давали истцу право на получение жилого помещения не отпали.
Истица была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2004 году, согласно действующего на тот период времени законодательства, у нее имелось два основания для постановки на учет: проживание в служебной квартире более пяти лет, проживание в однокомнатной квартире при наличии лиц разного пола старше 9 лет.
Обстоятельств того, что указанные основания отпали, судом не установлено.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении требований истицы, в связи с чем, решение подлежит отмене.
Судебная коллегия находит требования истицы подлежащими удовлетворению.
Указанный вывод судебном коллегии соответствует также положениям п.10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30.09.2010 года, согласно которому военнослужащие принятые на учет нуждающихся в жилым помещениях до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Довод ответчиков о том, что право на улучшение жилищных условий у истицы возникает только при увольнении, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права. Также судебная коллегия находит несостоятельными доводы ответчика о том, что истица при постановке на учет в качестве нуждающейся скрыла факт принадлежности ей на праве собственности однокомнатной квартиры, так как, в силу действующего в период ее постановки на учет законодательства, она являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий даже при наличии указанного обстоятельства.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каширского городского суда Московской области от 03 мая 2012 года отменить, постановив по делу новое решение, которым исковые требования Семеновой ФИО10 удовлетворить.
Признать незаконными решения Центральной жилищной комиссии ФСО России от 14.02.2008 года (Протокол N 2), от 28.11.2008 года (протокол N 8), от 08.10.2009 года (протокол N 5), решение жилищной комиссии войсковой части 56707 от 05.08.2009 года (Протокол N 6), действия командира войсковой части 56707, связанные со снятием Семеновой С.В. и членов ее семьи с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и подлежащих отселению из закрытого военного городка.
Обязать Центральную жилищную комиссию ФСО России, жилищную комиссию и командира войсковой части 56707 восстановить Семенову ФИО10 и членов ее семьи на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих отселению из закрытого военного городка.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.