Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Рыковой Г.М.,
судей Кучинского Е.Н., Лихачевой И.А.,
при секретаре Польшиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 09 августа 2012 года апелляционную жалобу Антонова ФИО1 на решение Луховицкого районного суда Московской области от 30 мая 2012 года по делу по иску Антонова ФИО1 к Администрации Луховицкого муниципального района Московской области об оспаривании постановления,
заслушав доклад судьи Кучинского Е.Н.,
объяснения Антонова ФИО1
УСТАНОВИЛА
Антонов ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Луховицкого муниципального района Московской области, в котором просил признать Постановление Администрации Луховицкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. N "Об исключении Антонова N из Списка граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. N-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" незаконным; обязать Администрацию Луховицкого муниципального района включить Антонова ФИО1 в Список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. N-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон" "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Свои требования мотивировал тем, что до ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и имеет срок выслуги более 30 лет. На основании приказа Главнокомандующего ВВС уволен в звании подполковника в запас по достижении предельного возраста на военной службе, исключен из списков личного состава и направлен на учет в Луховицкий РВК Московской области по месту своего жительства. Местом жительства является однокомнатная квартира, в которой он проживает совместно с дочерью и двумя внуками по договору социального найма. С ДД.ММ.ГГГГ Антонов ФИО1. стоит на очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию Луховицкого муниципального района с пакетом документов и заявлением о включении его в списки граждан, изъявивших желание об обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Согласно Постановлению Администрации Луховицкого муниципального района Антонов ФИО1 был включен в список граждан, уволенных с военной службы, однако ДД.ММ.ГГГГ. им получено Постановление "об исключении Антонова ФИО1 из Списка граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Антонов ФИО1. исключен из указанного списка в виду того, что им не представлено удостоверение на право пользования льготами, выданного командиром воинской части, подписавшим приказ об увольнении с военной службы. С данным Постановлением истец не согласен, так как на момент его увольнения, получение удостоверения на право пользования льготами не предусматривалось.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали, ссылаясь на вышесказанное.
Представитель ответчика исковые требования не признала и пояснила о том, что Постановление об исключении Антонова ФИО1 из списков граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении жилыми помещениями", является законным и обоснованным.
Решением Луховицкого районного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, Антонов ФИО1. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, как незаконное.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно материалам дела приказом Главнокомандующего военно-воздушными силами N от ДД.ММ.ГГГГ Антонов ФИО1 уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе с календарной выслугой 30 лет 1 месяц "данные изъяты"
Приказом начальника филиала N военного представительства МО РФ N от ДД.ММ.ГГГГ Антонов ФИО1. исключен из списков личного состава "данные изъяты"
Согласно выписке из Решения Исполкома Луховицкого районного Совета народных депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты" Антонов ФИО1. поставлен на общую очередь на улучшение жилищных условий на семью из двух человек, занимают 1-комнатную квартиру N жилой площадью N кв.м. в доме N по "адрес". Основанием для постановки Антонова ФИО1 на общую очередь послужил размер жилой площади квартиры - N кв.м. и то обстоятельство, что в однокомнатной квартире были зарегистрированы разнополые лица.
Постановлением Администрации Луховицкого муниципального района Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ "О включении в Список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N N "О внесении изменений в ФЗ "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Антонов ФИО1 включен в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями" "данные изъяты"
Постановлением Администрации Луховицкого муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты") Антонов ФИО1. из указанного Списка исключен в связи с непредоставлением удостоверения на право пользования льготами.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно применил нормы материального права.
Как усматривается из архивной выписки N ( "данные изъяты") от ДД.ММ.ГГГГ Антонов ФИО1 в N был поставлен Исполкомом Луховицкого района МО на общую очередь без указаний на наличие у него льгот, подлежащих учету при решении вопроса об обеспечении жилой площадью, или постановки его на учет на очередь в качестве военнослужащего.
С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с имеющимися у него льготами, Антонов ФИО1 после увольнения не обращался. Ходатайства командира о включении Антонова ФИО1 в список нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется. Напротив, как усматривается из листа беседы с подполковником Антоновым ФИО1 по вопросу увольнения с военной службы ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты" жилой площадью обеспечен по адресу: "адрес", но нуждается в улучшении жилищных условий.
Согласно представления к увольнению с военной службы в запас от ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты") Антонов ФИО1 жилплощадью обеспечен и является очередником на улучшение жилищных условий.
Судебная коллегия, учитывая материалы дела, считает, что военнослужащий на момент увольнения с военной службы был обеспечен жилым помещением.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации, Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
В рамках указанной Конституционной нормы и ст. 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" Правительством Российской Федерации Постановлением N 1054 от 6 сентября 1998 года утверждены "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства". Пункт 8 указанных "Правил" устанавливает, что граждане, уволенные с военной службы, имеют право на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами.
Суд правильно пришел к выводу о том, что Антонов ФИО1 состоял на общей очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий без учета льгот, предусмотренных ч.6 с. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих", что не дает ему права на автоматическое включение в списки граждан, изъявивших желание на обеспечение их жилыми помещениями в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. N N "О внесении изменений в ФЗ "О статусе военнослужащих", так как в данном случае Антонов ФИО1. обязан соблюсти процедуру постановки на учет и предоставить соответствующие документы.
В соответствии с п.5 Порядка формирования органами местного самоуправления Московской области списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N NФ3 "О внесении изменений в ФЗ "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в целях обеспечения жилыми помещениями, гражданин подает в уполномоченный орган заявление, к которому прилагается, в том числе, удостоверение на право пользования льготами, выданное командиром воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего. Форма удостоверения предусмотрена постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (приложение N1).
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 года N1054 предусматривается, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями;
Пункт 7 данного Постановления, предусматривает, что основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел. Вместе с тем в материалах дела отсутствует указанное ходатайство.
Пункт 8 данного Постановления N1054 от 06.09.1998г. предусматривает, что право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ. Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности. При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию.
Ссылка истца на тот факт, что при увольнении ему не было выдано удостоверение, не является основанием для признания действий Администрации незаконными, так как оснований для включения в ДД.ММ.ГГГГ Антонова ФИО1 в списки граждан, изъявивших желание об обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" не имеется, в связи с непредставлением всех необходимых документов. При этом, согласно Закону РФ "О статусе военнослужащих" и Директиве Министерства обороны РФ от 04.08.1993 г. N Д-74 "О порядке решения вопросов по обеспечению жилой площадью военнослужащих, изъявивших желание изменить место жительства после увольнения с военной службы", истцу в случае получения льгот, должно было быть выдано удостоверение о праве на льготы.
Суд правильно пришел к выводу, что условия п.7 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, их семей, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР N 193 от 17.02.1981г., согласно которому лицам, имеющим право на льготы по настоящему положению, выдаются, по их просьбе, удостоверения по форме, устанавливаемой Министерством обороны. В случае, когда льготы могут быть предоставлены на основании имеющихся данных, они должны быть предоставлены и без указанных удостоверений.
Судебная коллегия считает, что предоставленное истцом в Администрацию удостоверение на право пользования льготами является недопустимым доказательством, так как подписано не уполномоченным лицом и не на соответствующем бланке, который относится по закону к бланкам строгой отчетности.
На момент увольнения Антонова ФИО1. в ДД.ММ.ГГГГ. действовал Закон РФ "О статусе военнослужащих" и Директива Министерства обороны РФ от 04.08.1993 г. N Д-74 "О порядке решения вопросов по обеспечению жилой площадью военнослужащих, изъявивших желание изменить место жительства после увольнения с военной службы", положением которой было предусмотрено, что командиры воинских частей, которые исключали военнослужащих из списков личного состава в связи с увольнением с военной службы, обязаны были направлять учетно-воинские документы на лиц, уволенных с военной службы, в те военные комиссариаты, в которых они будут стоять на воинском учете до получения ими жилой площади по избранному постоянному месту жительства. Одновременно в указанные военные комиссариаты высылались выписки из приказа об исключении из списков воинской части в связи с увольнением, заявление уволенного о постановке на воинский учет, справку о составе семьи, копию удостоверения на право пользования льготами (пункт 4).
Как усматривается из письма военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ. N ( "данные изъяты"), в личном деле Антонова ФИО1. удостоверение на право пользования льготами отсутствует и соответствующего иска о своих правах на пользование льготами не подавал.
Пункт 16 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, их семей, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР N 193 от 17.02.1981г., гласит, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, состоящие на действительной военной службе, имеют право получить для себя и для совместно проживающих с ними членов семьи жилую площадь из жилищного фонда местных Советов народных депутатов наравне с другими гражданами. Пункт 19 предусматривает, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки. При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет. Пункт 28 лицам старшего и высшего офицерского состава, прослужившим на военной службе не менее 25 календарных лет, а также лицам офицерского состава, прослужившим не менее 25 лет и уволенным в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, отводятся земельные участки для индивидуального жилищного строительства в размерах, устанавливаемых в порядке, определяемом законодательством союзных республик. Военнослужащим сверхсрочной службы, прапорщикам, мичманам и лицам офицерского состава, уволенным в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, выдаются денежные ссуды на индивидуальное жилищное строительство в размерах, предусмотренных действующим законодательством. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов оказывают указанным военнослужащим содействие в отводе земельных участков, строительстве индивидуальных жилых домов на средства военнослужащих и отпуске строительных материалов по государственным ценам.
Учитывая данные пункты, судебная коллегия приходит к выводу, что истец не представил доказательств о том, что не воспользовался в период службы или при увольнении указанными льготами.
Согласно ст. 33 ЖК РСФСР (действующей на момент увольнения истца с военной службы), жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. Как следует из материалов дела, истец был поставлен ответчиком на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Истец на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении не подпадал под действие п. п. 13 и 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года, так как был поставлен на учет и уволен со службы ранее принятия данного закона.
В настоящее время при подачи истцом заявления о включение в список граждан, изъявивших желание об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ от 08.12.2010г. N342-ФЗ, обязан предоставить весь комплект документов, необходимый для постановки на учет, в том числе и удостоверение на право пользования льготами установленного образца.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Антонов ФИО1. состоял на общей очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий без учета льгот, предусмотренных ч.6 ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих", удостоверение на право пользования льготами не представил, основание, которое давало ему право на получение жилого помещения разнополость утратил, оснований для принятия в ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающегося в жилье не имел, в связи с чем исключение Антонова ФИО1 из Списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ. N 342-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" является обоснованным.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным и оснований к отмене не усматривается.
По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, правильно определены и в полном объеме установлены значимые для рассмотрения дела обстоятельства.
Судом первой инстанции доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, а также в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами.
Выводы суда основаны на материалах дела.
Судебная коллегия не находит оснований к признанию решения суда незаконным.
руководствуясь ст.ст. 193, 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Луховицкого городского суда Московской области от 30 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Антонова ФИО1. без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.