Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Коржакова И.П.
судей: Александровой З.И., Никоненко Т.П.,
при секретаре: Михайлова Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации ... городского поселения ... района Смоленской области на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 12 мая 2012 года, принятое по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ... городского поселения ... района Смоленской области о понуждении совершения определенных действий.
Заслушав доклад судьи Никоненко Т.П., возражения прокурора Накцевой И.С., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации ... об обязании разработать проект зоны санитарной охраны Бознянского водозабора.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Бознянский водозабор является основным и единственным источником хозяйсвенно - питьевого водоснабжения г. Вязьма Смоленской области. Расположен в юго-восточной г. Вязьма на первой надпойменной террасе реки Улица и представляет собой линейный ряд из 10 эксплуатационных скважин, общей длиной 2520 м. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии разработанного проекта зоны их санитарной охраны. Данные нарушения создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания.
В суде первой инстанции заместитель Вяземского межрайонного прокурора Якубовская О.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации ... Белкин А.А. иск не признал, пояснил, что Бознянский водозабор находится в собственности Администрации ... городского поселения, по договору аренды водозабор эксплуатируется ООО "данные изъяты" в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В настоящее время необходимость разработки санитарных зон отсутствует, т.к. Правилами землепользования и застройки города Вязьма, утв. решением Совета депутатов ... городского поселения N 4 от 02.02.2010 уже установлены три пояса ЗСО водозаборов хозяйственно-питьевого назначения.
Третье лицо ООО "Вяземский Водоканал", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, возражений относительно заявленных требований не представило.
Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 12 мая 2012 года требования Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области к Администрации ... удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация ... просит решение суда отменить как незаконное, принятое с нарушением норм материального и норм процессуального права.
В судебное заседание Судебной коллегии представитель третьего лица не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен надлежаще судом апелляционной инстанции, доказательств наличия уважительных причин неявки в суд не представил. Ответчик Администрация ... просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В соответствии с положениями ч. 3, 5 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (абз. 2 п. 4 ст. 18 ФЗ от 30.06.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10, утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).
В соответствии с п. 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
Согласно п. 1.5 Правил зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).
В соответствии с п. 1.12 Правил в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно п. 1.17 Правил отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими Правилами.
Как следует из материалов дела, Бознянский водозабор находится в собственности Администрации ..., в границах данного городского поселения.
26 октября 2010 года между Администрацией ... (арендодателем) и ООО "данные изъяты" (арендатором) заключен договор аренды, согласно которому во временное владение и пользование арендодателем арендатору передано имущество, находящееся в муниципальной собственности ... городского поселения ..., в том числе здания и сооружения, оборудование для целей осуществления водоснабжения, водоотведения, эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства. Среди прочих объектов в Приложении N 3 к договору аренды переданы здания, сооружения и оборудование Бознянского водозабора (л.д. 22-37).
В результате проверки, проведенной Вяземской межрайонной прокуратурой выявлено, что не разработан проект зоны санитарной охраны Бознянского водозабора, включающий в определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждения загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Данные обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела документами и никем из участников процесса не оспаривались.
Разрешая заявленный спор по существу, суд первой инстанции установив, что в настоящее время ООО "данные изъяты" осуществляет деятельность по водоснабжению населения г. Вязьма посредством эксплуатации Бознянского водозабора без разработанных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данных источников, пришел к выводу о том, что отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны Бознянского водозабора создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения. При этом именно на Администрацию ... как собственника данной водозаборной системы, а также в силу положений п.п. 3, 4 статьи 7 его Устава, должна быть возложена обязанность по устранению в разумный срок допущенных нарушений.
Судебная коллегия соглашается с правомерностью указанных выводов суда первой инстанции, положенных в основу удовлетворения иска прокурора, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных доказательств и вытекают из вышеупомянутых положений закона.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в отказе в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица - лицо, осуществляющее разработку Правил землепользования и застройки - ОАО "данные изъяты", не являются основанием к отмене решения суда.
По смыслу ст.ст. 148 и 150 ГПК РФ разрешение вопросов о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в дело третьих лиц без самостоятельных требований, относится к задачам суда, которые подлежат разрешению, в частности, с соблюдением требований ст.ст. 43 и 47 ГПК РФ.
Учитывая, что ОАО "данные изъяты" осуществляло разработку Правил землепользования и застройки г. Вязьма по заказу Администрации ..., судебное постановление по настоящему спору никак не могло повлиять на их права и обязанности по отношению к сторонам спора, отказ суда в удовлетворении ходатайства ответчика о привлечении этого лица к участию в деле в качестве третьего лица, оформленный протокольным определением от 12.05.2012 г. (л.д. 46), не противоречит положениям ч. 1 ст. 43 ГПК РФ.
Коллегия также исходит из того, что в силу положений ст. 43 ГПК РФ привлечение к участию в деле третьих лиц является правом, а не обязанностью суда, права ответчиков непривлечением к участию в деле третьих лиц, не нарушаются.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, а также сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки этих доказательств
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вяземского районного суда Смоленской области от 12 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ... городского поселения ... района Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.