Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего Руденко Н.В.,
судей Ивановой М.Ю., Гузенковой Н.В.
при секретаре Горчаковой О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой О.Г., Тарасова В.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, к Управлению Федеральной миграционной службы России по Смоленской области о признании решения от 06.09.2011г. незаконным, возложении обязанности продлить срок действия статуса вынужденного переселенца,
по апелляционной жалобе ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по Смоленской области на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 05 апреля 2012 года, которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Ю., объяснения истцов Тарасовой О.Г., Тарасова В.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1., и их представителя Парамонова А.А., представителей ответчика - Управления Федеральной миграционной службы России по Смоленской области Власовой Н.А., Кирпичева В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарасова О.Г., Тарасов В.А., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1. обратились в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы по Смоленской области (далее - УФМС), о признании незаконным решения от 06.09.2011г. об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, возложении обязанности продлить указанный срок, мотивировав требования тем, что в 2000 году получили статус вынужденных переселенцев, срок действия которого впоследствии неоднократно продлевался, последний раз 18.08.2010г. Оспариваемым решением в продлении срока действия указанного статуса ответчиком необоснованно отказано, со ссылкой на отсутствие обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства, в то время как их жилищные условия не изменились. Регистрация в общежитии по адресу: ..., об их правах на которую, на условиях договора социального найма, ссылается ответчик, носила формальный характер и оформлялась для получения гражданства и трудоустройства, фактически они проживали на съемных квартирах. Данная комната предоставлялась не их семье, а сестре Тарасова В.А. ФИО2 на состав ее семьи три человека. В связи с изложенным, перевод указанного общежития в статус жилого дома, вопреки утверждениям ответчика, не дает им права заключить договор социального найма на указанную комнату. Кроме того, в июне 2011г., по настоянию родственников, они вынуждены были сняться с регистрационного учета по вышеуказанной комнате, в которой в настоящее время проживает дочь ФИО2 ФИО3 с мужем и ребенком, и временно зарегистрироваться в съемной квартире. Отказ в продлении действия статуса вынужденного переселенца повлек исключение их семьи из первоочередного списка на получение жилья и из списка граждан -участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья, удостоверяемую сертификатом, чем нарушено их право на жилище.
В судебном заседании истцы требования поддержали.
Представитель УФМС России по Смоленской области иск не признал, мотивируя тем, что в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца истцам отказано правомерно, поскольку в связи с переводом общежития в категорию жилого дома, они имели право заключить договор социального найма на комнату, в которой были зарегистрированы, вследствие чего обстоятельства, препятствующие им в обустройстве на новом месте жительства, отсутствуют. Снятие истцов с регистрационного учета по комнате в общежитии и последующую временную регистрацию на съемной квартире, расценивают как ухудшение ими собственных жилищных условий.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области, которая привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 05 апреля 2012 года иск удовлетворен: решение УФМС России по Смоленской области от 06.09.2011г. признано незаконным, на УФМС России по Смоленской области возложена обязанность продлить Тарасовой О.Г., Тарасову В.А., ФИО36 срок действия статуса вынужденного переселенца на один год.
В апелляционной жалобе УФМС России по Смоленской области просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. Не согласны с утверждением суда о том, что регистрация истцов в жилом помещении не порождает прав на него. Считают суд не принял во внимание и не дал правовой оценки тому обстоятельству, что после перевода общежития в статус жилого дома истцы приобрели право улучшить свои жилищные условия и заключить договор социального найма на комнату в общежитии, в которой были зарегистрированы, в связи с этим обстоятельства, препятствующие их обустройству на новом месте жительства, отпали, что и послужило законным основанием для отказа истцам в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Также указали на пропуск истцами месячного срока обращения в суд, установленного п.2 ст.8 Закона РФ "О вынужденных переселенцах".
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца (абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона).
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п. 4 ст. 5 настоящего Закона.
Подпунктом "б" пункта 40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2000 года N 845, установлено, что территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством, вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев, проживающих в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма.
Статьей 6 Закона предусмотрено, что вынужденный переселенец имеет право: самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади; при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.
В силу приведенной нормы закона государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства либо нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Основания отказа в продлении срока вынужденного переселенца предусмотрены п.25 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев", утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.12.2007 N 46525, одним из которых является отсутствие у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Судом установлено, что Тарасова О.Г., Тарасов В.А. и ФИО1 приобрели статус вынужденных переселенцев 31.08.2000г., который впоследствии неоднократно продлевался, последний раз - 18.08.2010 г. (л.д.79-82)
Истцы были зарегистрированы в комнате ..., общей площадью 50 кв.м, жилой- 30,2 кв.м, которая предоставлялась сестре Тарасова В.А.- ФИО2 на состав семьи три человека: она и дочери ФИО4 и ФИО3 первоначально ОАО " ..." по ордеру ... от 22.09.1998г., а позднее ... на основании ордера ... от 27 мая 2002г. (л.д.31)
Постановлением Администрации ... от 17.08.2010 г. N 23 зданию указанного общежития присвоен статус жилого дома (л.д.55-57).
14.06.2011г. Тарасовы снялись с регистрационного учета по вышеуказанной комнате и зарегистрировались по съемной квартире по адресу: ... (л.д.71-74,76-77).
Согласно адресной справке в настоящее время в комнате зарегистрированы дочь ФИО2. - ФИО3. и ее дочь ФИО5., ... года рождения (л.д.84).
Принимая оспариваемое решение, ответчик сослался на то, что в связи с присвоением общежитию статуса жилого дома истцы имели возможность постоянного жилищного обустройства и заключения договора найма на комнату в общежитии, в которой были зарегистрированы.
Между тем, в силу п. 1 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан передать нанимателю жилое помещение, свободное от прав иных лиц.
Федеральный законодатель определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ), поскольку именно с местом жительства связывается, как правило, реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязанностей, возложенных на него законом либо договором, то есть, предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 г. N 7-П).
Таким образом, регистрация лица в жилом помещении по месту жительства является подтверждением наличия у этого лица права пользования указанным жилым помещением до тех пор, пока иное не установлено в предусмотренном законом порядке.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлено, что в комнате ... зарегистрированы и проживают по месту жительства иные лица ФИО3 и ее дочь ФИО5., которые не являются членами семьи истцов, в связи с этим с утверждениями ответчика об отсутствии препятствий к заключению с истицами договора социального найма в отношении указанного жилого помещения и об отсутствии в связи с этим препятствий к их обустройству, как вынужденных переселенцев на новом месте жительства, согласиться нельзя.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правильно исходили из того, что комната ..., в которой Тарасовы были зарегистрированы до июня 2011г., в установленном законом порядке их семье для проживания не предоставлялась, до и на момент принятия органом местного самоуправления решения о переводе общежития в категорию многоквартирных жилых домов, влекущего применение к отношениям по пользованию жилыми помещениями в нем норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, истцы в нем на условиях социального найма не проживали, и пришел к обоснованному выводу о несостоятельности и преждевременности утверждений ответчика о возможности обустройства истцов на новом месте жительства, и правомерно признал незаконным отказ ответчика в продлении им срока действия статуса вынужденных переселенцев.
Ссылка ответчиков на пропуск истцами срока обращения в суд во внимание не принимается и опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Согласно п.3 ст.8 Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 01.07.2011) "О
вынужденных переселенцах" срок подачи жалобы не должен превышать:
одного месяца - со дня получения гражданином уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ в письменной форме;
трех месяцев - со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.
В соответствии с п.45 Административного регламента в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца заявителю в течение пяти дней со дня принятия решения выдается под роспись, а при необходимости направляется почтой уведомление с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения (приложение N 5 к Административному регламенту).
Учитывая нормы приведенного п.45, а также п.22 Административного регламента, согласно которому заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца подается каждым членом семьи вынужденного переселенца, достигшим 18-летнего возраста, несовершеннолетние члены семьи вынужденного переселенца включаются в заявление одного из родителей, ответчик обязан был выдать под проспись или направить по почте уведомление каждому заявителю.
В уведомлении, датированном 08.09.2011г. и адресованном Тарасову В.А. Управление Федеральной миграционной службы по Смоленской области ограничилось сообщением о том, что 06.09.2011г. принято решение об отказе в продлении ему и членам семьи срока действия статуса вынужденного переселенца, в основаниях отказа сослались на п.4 ст.5 вышеуказанного Закона от 19.02.1993г. N 4530-1 и п.25 Раздела 2 административного регламента ФМС по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца?, и указали на отсутствие обстоятельств, препятствующих обустройству на новом месте жительства в связи с возможностью постоянного обустройства и заключения договора социального найма на жилое помещение по адресу: ..., однако совершили действия по регистрации во временном жилье. При этом мотивы принятого решения ответчик не изложил. Доказательств, подтверждающих дату его получения Тарасовым В.А., ответчиком в материалы дела не представлено (л.д.10)
08.09.2011г., то есть до истечения срока обжалования, ответчик направил Тарасову В.А. письмо о признании недействительным выданного ему удостоверения вынужденного переселенца и исключении его из сводного списка вынужденных переселенцев на получение постоянного жилья, тем самым, сообщив о применении последствий приятого решения, фактически лишил какого- либо смысла обжалование решения в порядке и сроки, предусмотренные вышеуказанной ст.8 Закона, с момента получения уведомления (л.д.11).
Доказательства вручения или направления по почте Тарасовой О.Г. надлежащим образом оформленного уведомления о приятом 06.09.2011г. решении, с момента получения которого, как указывает ответчик, пропущен срок обжалования решения, в деле отсутствуют. Тарасовой О.Г. сообщено об отказе в продлении ей срока действия статуса вынужденного переселенца только в письме, датированном 03.10.2011г., сведения о дате получения которого, ответчиком также не представлены (л.д.12-14).
При этом обстоятельно ответчик изложил мотивы принятого решения об отказе в продлении, а также сообщил об исключении всех членов семьи Тарасовых из сводного списка вынужденных переселенцев на получение постоянного жилья, в ответах, адресованных Тарасовой О.Г. ... от 03.11.2011г. и ... от 17.11.2011г., с которыми истцы не согласились, что и послужило основанием для обращения с иском в суд (15-17, 18-20).
Учитывая изложенное, срок обращения истцов в суд следует исчислять с 03.11.2011г. с момента, когда из письма ответчика они узнали о нарушении своих прав.
Иск, в котором предъявлялись требования о восстановлении статуса вынужденного переселенца и восстановлении в списке вынужденных переселенцев, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поступил в приемную Ленинского районного суда г.Смоленска 02.12.2011г., то есть срок обращения в суд Тарасовыми не пропущен.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Суд всесторонне и полно исследовал доказательств, которым дал оценку в соответствии с требованием ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам.
Несогласие с выводами суда и принятым решением, не является основанием для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 05 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по Смоленской области- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.