Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Ваганюк Н.Н.,
судей Андриановой И.В., Баранова В.В.,
с участием прокурора Пугач И.В.
при секретаре Карякиной Н.В.
рассмотрела в судебном заседании от 11 июля 2012 года гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Тамбова в интересах Поздняковой И.С., Волошко И.В. и Кузнецовой Л.М. к администрации г.Тамбова о признании бездействия администрации г.Тамбова незаконным и возложении обязанности организовать обследование многоквартирного дома *** *** на предмет его аварийного состояния
по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 23 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Андриановой И. В., апелляционная инстанция
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г.Тамбова в интересах Поздняковой И.С., Волошко И.В. и Кузнецовой Л.М. обратился в суд с иском к администрации г.Тамбова о признании бездействия администрации г.Тамбова незаконным и возложении обязанности организовать обследование многоквартирного дома *** на предмет его аварийного состояния.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой района по заявлению жильцов *** проведена проверка, которой установлено, что указанный дом аварийным в установленном законом порядке не признавался. Вместе с тем, основные конструктивные элементы дома имеют высокую степень износа, что фактически соответствует аварийному состоянию несущих конструктивных элементов. Согласно акту проверки технического состояния жилого дома от 13.02.1987 г. данный дом - дореволюционной постройки, фундамент ленточный, имеет трещины, в наружных несущих стенах имеются сквозные вертикальные трещины, лаги сгнили, полы имеют прогиб, оконные заполнения поражены гнилью и деформированы. Комиссия сделала вывод о том, что дом необходимо внести в списки аварийных.
Согласно письму исполнительного комитета Тамбовского городского совета народных депутатов на основании акта комиссионного обследования от 13.02.1987 г. дом *** признан ветхим и решением Ленинского райисполкома от 16.09.1987 г. N 316 включен в списки аварийных.
Основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно данному Положению признание помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. В соответствии с пунктом 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По окончании работы комиссия составляет в 3-х экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и в 5-дневный срок направляет по 1 экземпляру заключения комиссии заявителю.
По вопросу проведения оценки соответствия дома *** установленным требованиям и признании указанного жилого помещения непригодным для проживания жильцы неоднократно обращались в администрацию города Тамбова. В ответе заявителям администрация г.Тамбова сообщила, что проведен визуальный осмотр дома, по результатам которого установлено, что основные конструктивные элементы здания находятся в работоспособном состоянии, жилой дом подлежит капитальному ремонту.
Вместе с тем никаких актов о результатах проведенной проверки и о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения составлено не было.
Кроме того, в ответе администрации г.Тамбова от 03.11.2010 г. было указано, что ведется работа по инвентаризации муниципального жилищного фонда, в ходе которой будет проведена оценка дома N 42 по *** на соответствие требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. Однако оценка соответствия указанного жилого дома установленным требованиям до настоящего времени не проведена.
Также администрацией г.Тамбова в ходе переписки с жильцами дома с 2009 года не был разъяснен порядок работы межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
По данному факту 27.01.2012 г. в адрес главы администрации г.Тамбова было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Однако в ответе на представление администрация г.Тамбова разъяснила порядок предоставления необходимых документов для работы межведомственной комиссии в соответствии с указанным выше постановлением Правительства.
Между тем, администрация как собственник ряда жилых помещений обязана инициировать обследование многоквартирного дома на предмет его аварийного состояния. Проживание в жилом *** по *** представляет опасность для жизни и здоровья граждан, так как здание имеет большой фактический износ конструктивных элементов. Бездействие администрации г.Тамбова в вопросе придания данному дому статуса аварийного и переселения граждан, занимающих муниципальные жилые помещения в доме по договорам социального найма, является незаконным.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 23 апреля 2012 года иск прокурора Ленинского района г. Тамбова удовлетворен в полном объеме.
Признано незаконным бездействие администрации города Тамбова по непринятию мер к организации обследования многоквартирного дома *** на предмет его аварийного состояния.
На администрацию города Тамбова возложена обязанность в установленном постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" порядке организовать обследование многоквартирного *** на предмет его аварийного состояния.
Не согласившись с названным решением, администрации г. Тамбова подала апелляционную жалобу, считает, что решение вынесено с нарушением норм материального права.
В обоснование своих доводов ответчик указывает, что в своей работе Комиссия должна руководствоваться не только названным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, но и другими нормативно-правовыми актами, а именно: Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, законами и нормативно-правовыми актами Тамбовской области, решениями Тамбовской городской Думы, постановлениями главы администрации г. Тамбова, а также вышеназванным Положением (п.1.2 Положения).
Дом *** в *** не является муниципальной собственностью, в нем имеются лишь муниципальные квартиры.
Суд не учел, что для признания дома аварийным заявителем предоставляется в межведомственную комиссию заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
Порядок, в котором суд обязал организовать обследование спорного многоквартирного дома на предмет аварийного состояния, не предусматривает, что орган местного самоуправления по собственной инициативе созывает межведомственную комиссию и обеспечивает финансирование мероприятий, необходимых для сбора соответствующих документов.
Кроме того, в настоящее время признание многоквартирного дома аварийным осуществляется на основании административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа г. Тамбов" (утвержден постановлением администрации г. Тамбова от 18.05.2012 года N 3798). Пунктом 2.7 данного регламента предусмотрены требования к составу документов, необходимых для получения муниципальной услуги. В пункте 2.7.1. определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о признании дома аварийным.
Администрация г. Тамбова считает, что со стороны граждан, в чьих интересах выступает прокурор, не соблюден порядок обращения в межведомственную комиссию, и документы не представлены.
Ответчик обращает внимание, что судом не были привлечены к участию в деле собственники жилых помещений данного многоквартирного дома.
Считает, что судом не определены все обстоятельства, имеющие значение по делу, и не исследованы все доказательства. Просит решение суда отменить.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика по доверенности Иванову И.В., поддержавшую жалобу по вышеизложенным основаниям, прокурора и Волошко И.В., просивших оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, апелляционная инстанция приходит к следующему выводу.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ).
Из п. 8 ст. 14 ЖК РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления относится также признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с ч.3 и ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
К работе комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях -квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
В соответствии с пунктами 42, 48, 49 и 51 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По окончании работы комиссия составляет в 3-х экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и в 5-дневный срок направляет по 1 экземпляру заключения комиссии заявителю.
Из материалов дела видно, что на основании акта комиссионного обследования от 13.02.1987 г. жилой дом *** признан ветхим и решением Ленинского райисполкома от 16.09.1987 г. N 316 включен в списки ветхих домов (л.д. 10, 11).
Установлено, что жильцы *** неоднократно обращались в администрацию г. Тамбова на предмет проведения оценки соответствия спорного дома установленным требованиям и признания его непригодным для проживания (л.д.14-21)..
Так, из ответа администрации г. Тамбова на заявлении жильцов от 31.03.2009 г. N 0112-940/9 (л.д.14) следует, что спорный жилой дом не числится непригодным для постоянного проживания в списке домов муниципального жилищного фонда г. Тамбова. При визуальном осмотре установлено, что основные конструктивные элементы здания находятся в работоспособном состоянии, но нуждаются в определенном виде ремонтных работ, в том числе и капитальных (кровля, фасад, цокольная часть). При этом администрация считает, что поскольку жилой дом подлежит капитальному ремонту, то и признавать его непригодным для проживания нецелесообразно.
При этом никаких актов о результатах проведенного обследования на предмет необходимости проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с жилищным законодательством составлено не было.
Вместо разъяснения порядка создания комиссии, согласно Положению дающей оценку соответствия помещения установленным требованиям и признающей жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признающей многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, администрация г. Тамбова на основании визуального осмотра делает вывод о нецелесообразности признания данного дома непригодным для проживания и о его нуждаемости в капитальном ремонте, для чего разъясняет порядок включения данного дома в городскую адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов города Тамбова на 2008-2011 г.г.
Причем такой ответ дан администрацией города на письмо жильцов указанного дома том, что дом построен в 1862 году, капитальный ремонт был сделан в 1961 году, дом был признан аварийным в 1979 году, в результате чего из него были выселены квартиры 13,14,24,25, на основании акта комиссионного обследования от 13.02.1987 г. дом был признан ветхим и решением Ленинского райисполкома от 16.09.1987 г. N 316 включен в списки ветхих домов, однако по неизвестным причинам в 2001 году он был исключен из списков аварийного жилья (л.д.16,17,21).
Из пояснений ответчика следует, что с 2010 года ведется работа по инвентаризации муниципального жилищного фонда. Однако оценка соответствия жилого дома N 42 по ул. Ленинградской г. Тамбова установленным требованиям до настоящего времени не проведена, несмотря на вышеизложенные факты, что свидетельствует о виновном бездействии администрации г. Тамбова.
Вместе с тем по результатам проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Тамбова, установлено, что основные конструктивные элементы названного дома имеют высокую степень износа, что фактически соответствует аварийному состоянию несущих конструктивных элементов.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу, что проживание людей в указанном жилом доме предоставляет опасность для их жизни и здоровья, так как здание имеет большой фактический износ конструктивных элементов, и бездействие администрации г. Тамбова по вопросу придания данному дома статуса аварийного является недопустимым.
Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Выводы суда первой инстанции основаны на нормах жилищного законодательства, полно мотивированы в решении, подтверждены материалами дела и не опровергаются доводами апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 23 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Тамбова - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.