Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.,
судей Малининой О.Н., Рожковой Т.В.,
при секретаре Кулиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Прокурора Ленинского района г.Тамбова; Ижниной О.П., Савельевой И.А., Дубровиной Н.П., Чехолиной Е.В.; Военного комиссариата Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 18 апреля 2012 года по гражданскому делу по иску Прокурора Ленинского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к Военному комиссариату Тамбовской области о признании бездействия незаконным, признании права на получение мер социальной поддержки,
заслушав доклад судьи Малининой О.Н., апелляционная инстанция
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г.Тамбова обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Военному комиссариату Тамбовской области о признании бездействия незаконным и признании права на получение мер социальной поддержки. В обоснование иска привел, что прокуратурой Ленинского района г.Тамбова проведена проверка по обращению вдов участников ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. В результате которой было установлено, что согласно ч.4 ст.14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2,3,7,8,12-15 части первой настоящей статьи распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которые распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статьи.
Согласно п.13 ч.1 ст. 14 Закона РФ N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере *** рублей.
В определении Конституционного суда РФ от 16 декабря 2008 года N 1085-О-П выявлен конституционно- правовой смысл части 4 ст.14, согласно которому данная норма устанавливает в качестве оснований для предоставления названным категориям граждан мер социальной поддержки смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с обусловленным чернобыльской катастрофой радиационным воздействиям.
Конституционный суд указывает на то, что недопустимо создание препятствий в реализации членами семьи умершего инвалида - чернобыльца права на возмещение вреда, причинённого смертью кормильца.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 12 марта 2009 года было установлено, что исходя из буквального толкования части 4 ст. 14 базового закона, право на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров имеют члены семьи умершего инвалида - чернобыльца, на которого распространялась указанная мера социальной поддержки.
Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2010 года N 751 "О внесении изменений в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, утверждённые постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 907, согласно которым абзац второй пункта 1 Правил, после слов "не достигшим 14- летнего возраста" дополнен словами "а также гражданам, указанным в части 4 ст. 14 Закона".
Таким образом, право членов семей, потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, входящей в объём возмещения вреда, возникает после смерти кормильца.
Между тем установлено, что Военным комиссариатом Тамбовской области не осуществляются данные выплаты указанной категории граждан, что является нарушением вышеназванного законодательства, оно повлекло нарушение прав и законных интересов членов семей чернобыльцев, потерявших кормильцев.
Прокурор просил признать право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ч. 4 ст. 14, в том числе п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона РФ N 1244-1 (ежемесячная денежная компенсация на приобретении продовольственных товаров) за членами семей, потерявших кормильцев из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также за семьями умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки проживающими в г.Тамбове и Тамбовской области, с момента смерти кормильца.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 18 апреля 2012 года исковые требования прокурора Ленинского района г.Тамбова были частично удовлетворены. Судом признано незаконное бездействие ВКТО, выразившееся в отказе в назначении данной выплаты указанной категории граждан и за ними признано право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ч.4 ст.14, в том числе п.13 ч.1 ст.14 закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 16 декабря 2008 года.
В удовлетворении исковых требований о признании вышеуказанного права с момента смерти кормильцев - отказано.
Не согласившись с данным решением третьи лица Дубровина Н.П., Ижнина О.Н., Савельева И.А., Чехолина Е.В., подали апелляционную жалобу в которой просят решение суда в части признания права на получение мер социальной поддержки с 16 декабря 2008 года отменить. Принять новое решение, в котором исковые требования прокурора Ленинского района г.Тамбова в части признания права на получение мер социальной поддержки с момента смерти кормильца - удовлетворить. В остальной части решение оставить без изменения. Решение вынесено, по их мнению, с нарушением норм материального права. Суд неправильно истолковал Закон. Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 960-О-П). Правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права. В равной мере недопустимо создание препятствий в реализации членами семьи умершего инвалида-чернобыльца права на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца. То есть выплата названной компенсации должна быть назначена с момента наступления страхового случая, т.е. смерти кормильца, а не с 16 декабря 2008г. - даты вынесения определения Конституционного суда российской Федерации N 1085- О-П. Также судом первой инстанции нарушает конституционный принцип равенства. Вводит необоснованные ограничения в правах семей, потерявших кормильца- чернобыльца, право которых на выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров возникло до 16 декабря 2008г. Они поставлены в неравные положения по сравнению с такими же семьями, потерявшими кормильца-чернобыльца, право которых на выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров возникло после 16 декабря 2008г. По вине должностных лиц Военного комиссариата Тамбовской области, нарушающих законодательство о чернобыльской катастрофе, не исполняющих возложенные на них Президентом Российской Федерации обязанности по своевременному информированию по вопросам предоставления предусмотренных законодательством РФ пенсий, пособий, компенсаций (п.п. 40,41 п.11 Положение о Военных комиссариатах (в ред. Указов Президента РФ от 15 октября 1999г. N1372; от 1 сентября 2007г. N1132; от 19 мая 2008г. N811, от 22 июня 2009г. N709), право граждан, указанных в ч.4 ст. 14 Закона, на назначение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров на протяжении длительного времени остается не реализованным. По вопросу предоставления компенсаций и льгот, предусмотренных п.п.3,4,12-15,19-23,25 ч.1 ст.14 (в ред. Закона РФ от 18 июня 1992г. N3061-1), в том числе п.22 (ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров) Письмом от 3 августа 1994г. Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N19-5-39, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N1-2924-18, Министерства труда Российской Федерации было дано разъяснение, в соответствии с которым на перечисленные компенсации и льготы имеют право:родители, проживающие совместно; вдова (вдовец), не вступившие в повторный брак - не зависимо от возраста и факта нахождения на иждивении; дети до достижения возраста 18 лет (учащиеся - до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не более 23 лет). Эти разъяснением должны были руководствоваться должностные лица ВКТО для назначения ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца- чернобыльца.
В апелляционном представлении старший прокурор Ленинского района г. Тамбова Круцких В.Н. просит также решение суда в указанной части изменить по основаниям, изложенном в исковом заявлении. Также считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении в части определения момента возникновение права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не правильно применен материальный закон, что в соответствии со ст.362 ГПК РФ является основанием для отмены или изменения судебного постановления в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе представитель ВКТО Шевякова О.В. просит решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 18 апреля 2012 года отменить. В жалобе указывают, что в указанной норме определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Таким образом, право на получение компенсации, предусмотренной пунктом13 части первой статьи 14 названного Закона, не распространяется на всех членов семьи инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы при их жизни.
Вместе с тем в настоящее время принято постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года N751, которым в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", внесены изменения в части выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Названная компенсация на основании приведенных изменений действующего законодательства назначается указанным лицам с 1 ноября 2010 года.
Выслушав участвующих в деле лиц, поддержавших поданные ими апелляционные жалобы и апелляционное представление соответственно, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения решения суда в части даты возникновения права у указанной категории граждан на данные выплаты по следующим основаниям.
Принимая решение об удовлетворении заявлено иска в части, суд исходил из того, что согласно положениям Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 годаN1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрены меры социальной защиты для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, связанные с радиационном воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также другим категориям граждан, которые проживали и работали на территории, подвергшейся в результате катастрофы радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, возмещается причиненный вред и предоставляются меры социальной поддержки. На основании части четвертой статьи 14 указанного Закона меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2,3,7,8, 12-15 части первой настоящей статьи, распространяются и на членов семьи умершего кормильца - инвалида-чернобыльца на которого распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Между тем, частью 4 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N122-ФЗ) установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2,3,7,8,12-15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Пунктом 13 части первой статьи 14 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного закона ( граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и инвалиды, вследствие чернобыльской катастрофы) гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров.
В указанной норме определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
Таким образом, право на получение компенсации, предусмотренной пунктом 13 части первой статьи 14 названного Закона, не распространялось на жен и других членов семьи инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, при их жизни.
Кроме того, в целях реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" было принято постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в котором были определены, в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В пункте 1 названных правил перечислены лица, которым гарантируется право на получение компенсации на приобретение продовольственных товаров, но в их число не включены ни жены, ни вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, в связи с чем у суда не имелось законных оснований для удовлетворения требований истца о признании права указанных категорий граждан на назначение компенсации на приобретение продовольственных товаров с 16 декабря 2008 года. При этом ссылка суда на определение Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2008 года N1085-О-П несостоятельна, поскольку в рамках поступившей жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации рассматривался другой правовой аспект о нарушении конституционных прав гражданки Колковой В.Е., связанный с отказом в выдаче удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки из-за отсутствия у ее супруга - Колкова В.В. на момент освидетельствования в бюро МСЭ документа, подтверждающего причинную связь его заболевания с радиационным воздействием, был признан инвалидов вследствие общего заболевания и на момент смерти не успел получить удостоверение, подтверждающее его право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки.
Вместе с тем в настоящее время принято постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года N751, которым в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", внесены изменения в части выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца из числе граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года N751 действует с 12 октября 2010 года.
Согласно п.п.1,6 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чрнобыльской АЭС, гражданам указанным в части четвертой статьи 14 Закона производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Таким образом, указанное право на основании приведенных изменений действующего законодательства возникает у данной категории граждан с 1 ноября 2010 года, и названная компенсация назначается в порядке, установленным действующими Правилами. Доводы же представителя Военного комиссариата в апелляционной жалобе об отсутствии данного права несостоятельны, в то же время довод о назначении данной компенсации на основании произведенных изменений в действующем законодательстве с 1 ноября 2010 года принят судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции неправильно истолкован закон, в связи с чем, жалоба Военного комиссариата Тамбовской области подлежит частичному удовлетворению, а решение - изменению в указанной выше части.
При этом, суд обоснованно признал отсутствие указанного права с момента смерти кормильца, в связи с чем апелляционные жалобы Ижниной О.П., Савельевой И.А., Дубровиной Н.П., Чехолиной Е.В. и апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Тамбова подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь п.2 ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 апреля 2012 года в части признания права на получение мер социальной поддержки (на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров) за определенной категорией граждан с 16 декабря 2008 года изменить.
Признать право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ч.4 ст. 14, в том числе п.13ч.1 ст. 14 Закона РФ N1244-1 от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров) за проживающими в г. Тамбове и Тамбовской области членами семей, потерявшими кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также за членами семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, с 1 ноября 2010 года в порядке, предусмотренном Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Тамбовской области - без удовлетворения.
Апелляционное представление Прокурора Ленинского района г.Тамбова и апелляционные жалобы Ижниной О.П., Савельевой И.А., Дубровиной Н.П., Чехолиной Е.В. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.