Тульский областной суд в составе:
председательствующего Жуган Т.Д.,
с участием прокурора Алисина М.М.,
при секретаре Семенчевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Андронова И.М., Бухтоярова А.И., Елчина А.И., Кондрашова А.А., Молодцова Ю.В., Морозова В.А., Орлова В.В. о признании незаконным бездействия территориальной избирательной комиссии Богородицкого района Тульской области, выразившегося в уклонении от назначения дополнительных выборов, и обязании назначить дополнительные выборы в Собрание депутатов муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района второго созыва,
УСТАНОВИЛ:
Андронов И.М., Бухтояров А.И., Елчин А.И., Кондрашов А.А., Молодцов Ю.В., Морозов В.А., Орлов В.В., указав, что являются жителями города Богородицка Богородицкого района Тульской области, обратились в Тульский областной суд с заявлением о признании незаконным бездействия территориальной избирательной комиссии Богородицкого района Тульской области, выразившегося в уклонении от назначения дополнительных выборов по Вязовскому, Привокзальному, Пролетарскому, Центральному, Западному и Южному одномандатным избирательным округам и единому избирательному округу, и обязании территориальной избирательной комиссии Богородицкого района назначить дополнительные выборы в Собрание депутатов муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района второго созыва по указанным одномандатным избирательным округам и единому избирательному округу.
В обоснование заявления сослались на то, что в результате досрочного сложения в период со 02.11.2011 года по 04.04.2012 года полномочий депутатов Собрания депутатов муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района второго созыва Сапегиной Н.А., Овсянникова С.А., Лебедева А.А., Лихошерста К.К., Карякина Н.В., Федорова И.В., избранных соответственно по Вязовскому, Пролетарскому, Привокзальному, Центральному, Южному, Западному одномандатным избирательным округам, и депутатов Артюгиной Н.С., Баринова Е.В., Захаровой Л.И., Любчиковой Е.К., Ярова Н.И., получивших депутатские мандаты по единому избирательному округу, представительный орган муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района остался в неправомочном составе - 9 депутатов от установленной численности (20 депутатов), в связи с чем, по мнению заявителей, в соответствии с пунктом 8 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ имеются основания для назначения дополнительных выборов по названным избирательным округам в срок до 1 августа 2012 года.
Однако, несмотря на неоднократные запросы Собрания депутатов муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района второго созыва о назначении дополнительных выборов, территориальная избирательная комиссия Богородицкого района, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района, от назначения дополнительных выборов уклоняется, чем нарушаются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района, включая заявителей, на осуществление местного самоуправления, а также их избирательные права.
В судебном заседании заявители Андронов И.М., Бухтояров А.И., Морозов В.А. поддержали заявление по тем же основаниям, настаивая на назначении дополнительных выборов.
Заявители Елчин А.И., Кондрашов А.А., Молодцов Ю.В., Орлов В.В., представитель Собрания депутатов муниципального образования город Богородицк Богородицкого района в судебное заседание, о котором извещены надлежаще, не явились; в письменных заявлениях указанные заявители просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель территориальной избирательной комиссии Богородицкого района Тульской области в лице ее председателя Черноусовой Л.А. полагала заявленные требования не основанными на законе.
Выслушав объяснения заявителей Андронова И.М., Бухтоярова А.И., Морозова В.А., председателя территориальной избирательной комиссии Богородицкого района Тульской области Черноусовой Л.А., исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Алисина М.М., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Вопросы, касающиеся проведения досрочных и дополнительных выборов, урегулированы Федеральным законом от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 8 статьи 71 названного Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона) не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября.
Пунктом 7 статьи 10 указанного Федерального закона предусмотрено, что решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
В силу пункта 6 статьи 10 того же Закона голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Если второе воскресенье марта (октября) объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта (октября).
Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 2 Закона Тульской области от 08.07.2008 года N1055-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 года N581 выходной день с воскресенья 11 марта 2012 года перенесен на пятницу 9 марта 2012 года. Первое воскресенье марта приходилось на 4 марта 2012 года.
Согласно части 3 статьи 2 вышеназванного Закона области от 08.07.2008 года N1055-ЗТО в случаях и в порядке, установленных федеральным законом, дополнительные выборы депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу, и досрочные выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования на основании документов, поступивших из представительного органа муниципального образования.
Судом установлено, что в соответствии со статьей 25 Устава муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района на муниципальных выборах, состоявшихся 1 марта 2009 года, в Собрание депутатов муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района второго созыва было избрано по смешанной избирательной системе 20 депутатов (10 депутатов по пропорциональной и 10 депутатов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства с образованием одномандатных избирательных округов) на 5-летний срок.
02.11.2011 года в Собрание депутатов муниципального образования г.Богородицк Богородицкого района подано заявление о досрочном сложении депутатских полномочий по собственному желанию депутатом Сапегиной Н.А., 15.12.2011 года - депутатом Лебедевым А.А., 19.12.2011 года - депутатом Овсянниковым С.А., избранными по одномандатным избирательным округам Вязовскому, Привокзальному, Пролетарскому. По данным заявлениям Собранием депутатов муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района вынесены соответствующие решения от 24.11.2011 года N "...", от 26.01.2012 года N "..." и N "..." о принятии их к сведению.
Постановлением избирательной комиссии Тульской области от 21.07.2008 года N "..." полномочия избирательной комиссии муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района возложены на территориальную избирательную комиссию Богородицкого района Тульской области.
13.02.2012 года в территориальную избирательную комиссию Богородицкого района Тульской области поступил запрос Собрания депутатов муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района от 09.02.2012 года N "..." о проведении дополнительных выборов по Пролетарскому, Привокзальному, Вязовскому одномандатным избирательным округам.
16.02.2012 года Собранием депутатов муниципального образования г.Богородицк Богородицкого района вынесено решение N "..." о принятии к сведению заявления депутата Лихошерста К.К., избранного по Центральному одномандатному избирательному округу, о сложении им полномочий депутата по собственному желанию с 09.02.2012 года.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше правовых норм, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, дополнительные выборы по трем одномандатным избирательным округам, вопрос о проведении которых был поставлен Собранием депутатов муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района 13.02.2012 года, равно как и по Центральному одномандатному избирательному округу, не могли быть назначены на 04.03.2012 года и должны быть назначены по четырем перечисленным одномандатным избирательным округам на второе воскресенье октября 2012 года, то есть на 14 октября 2012 года, в установленные законом сроки - с 15 по 25 июля 2012 года.
27.02.2012 года письмом за исх. N "..." территориальная избирательная комиссия Богородицкого района Тульской области уведомила главу муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района Лебедеву О.В., являющуюся в силу статьи 26 Устава названного муниципального образования председателем Собрания депутатов, о том, что проведение дополнительных выборов депутатов по данным избирательным округам планируется на второе воскресенье октября 2012 года.
Дата проведения дополнительных выборов определена территориальной избирательной комиссией с соблюдением установленного законом годичного срока, для их назначения на указанную дату у территориальной избирательной комиссии имелся достаточный срок, как того требует закон; при этом избирательные права заявителей нарушены не были, поскольку они не лишены были возможности воспользоваться своим правом на этих выборах.
04.04.2012 года в Собрание депутатов муниципального образования г.Богородицк Богородицкого района подали заявления о досрочном сложении своих полномочий семь депутатов: Карякин Н.В., Федоров И.В., избранные по Южному и Западному одномандатным избирательным округам, и Артюгина Н.С., Баринов Е.В., Захарова Л.И., Яров Н.И., Любчикова Е.А., получившие депутатские мандаты по единому избирательному округу, в результате чего из 20 избранных депутатов в представительном органе осталось 9 депутатов, что составляет менее 2/3 от общей численности депутатов.
05.04.2012 года за исх. N "..." Собрание депутатов муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района направило в территориальную избирательную комиссию Богородицкого района Тульской области запрос о назначении на 24 июня 2012 года дополнительных выборов в данный представительный орган по шести одномандатным избирательным округам: Пролетарскому, Центральному, Привокзальному, Вязовскому, Западному и Южному, на который 02.05.2012 года дан ответ за исх. N "..." о том, что вопрос назначения дополнительных выборов депутатов муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района второго созыва по вакантным одномандатным избирательным округам территориальная избирательная комиссия может рассматривать в установленные законом сроки на 14 октября 2012 года.
18.05.2012 года Тульским областным судом принято решение по заявлению Мурашова Г.Ю. и Захаровой Л.И., которым признан неправомочным действующий состав депутатов Собрания депутатов муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района второго созыва.
Указанное решение суда вступило в законную силу 23.06.2012 года.
Согласно пункту 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются.
Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов (часть 17 статьи 35 того же Федерального закона).
Приведенным нормам корреспондируют положения пункта 2 части 1 статьи 28 и пункта 9 части 1 статьи 30 Устава муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района.
В силу части 18 статьи 35 вышеназванного Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, проводятся в сроки, установленные федеральным законом, досрочные выборы.
Таким образом, к правовым последствиям вынесения судом решения в порядке пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ относятся не только досрочное прекращение полномочий представительного органа, но и предусмотренные частями 17 и 18 той же правовой нормы досрочное прекращение полномочий всех его депутатов и проведение досрочных (а не дополнительных) выборов.веденным нормам корреспондируют положенияться своим правом на этих выборах.ой комиссии имелсядостаточный срок, как того требуе
Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ также установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, должны быть проведены досрочные (а не дополнительные) выборы не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
Следовательно, в связи с вступлением в силу 23.06.2012 года решения Тульского областного суда от 18.05.2012 года о признании неправомочным состава Собрания депутатов муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района второго созыва, назначение дополнительных выборов не требуется, так как в этом случае, исходя из приведенных выше правовых норм, проводятся в сроки, установленные Федеральным законом, досрочные выборы.
Поскольку, основания для проведения 14.10.2012 года дополнительных выборов отпали до наступления предусмотренного законом срока для принятия избирательной комиссией решения (с 15 июля по 25 июля 2012 года) об их назначении, неназначение в этом случае дополнительных выборов соответствует закону и не свидетельствует о незаконном бездействии территориальной избирательной комиссии Богородицкого района Тульской области.
Утверждение заявителей о необходимости проведения в соответствии с пунктом 8 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ дополнительных выборов в Собрание депутатов муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района второго созыва суд полагает ошибочным, поскольку оно основано на неправильном толковании норм материального права.
Действительно, согласно пункту 8 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, назначаются дополнительные выборы.
Вместе с тем, пункт 4 статьи 10 того же Закона предусматривает назначение досрочных выборов в случае досрочного прекращения полномочий представительных органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность такого органа.
То есть, при схожих обстоятельствах (неправомочность представительного органа) законодатель предусматривает возможность назначения либо досрочных, либо дополнительных выборов.
Однако, системное толкование приведенных выше положений пункта 2 части 16, частей 17, 18 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ позволяет суду сделать вывод о том, что в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования по вступлении решения суда о неправомочности его состава в законную силу, что влечет за собой досрочное прекращение полномочий всех его депутатов, следует руководствоваться требованиями пункта 4 статьи 10 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий должны быть проведены досрочные выборы.
Такой подход согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 02.07.2009 года N 1006-О-О, о том, что принятие судом решения о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, влечет за собой досрочное прекращение полномочий всех депутатов представительного органа муниципального образования и проведение досрочных выборов в указанный орган в сроки, установленные федеральным законом.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что прекращение полномочий депутатов представительного органа, сопряженное с проведением досрочных выборов, отвечает интересам формирования нового представительного органа муниципального образования, способного осуществлять принадлежащие ему полномочия.
Судом установлено, что 16.07.2012 года территориальная избирательная комиссия Богородицкого района Тульской области, осуществляя полномочия избирательной комиссии муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района, с соблюдением сроков, установленных пунктами 4, 7 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, приняла постановление N "...", которым на 14 октября 2012 года назначены досрочные выборы депутатов Собрания депутатов муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района третьего созыва.
Доводы заявителей об отсутствии в бюджете муниципального образования г.Богородицк Богородицкого района денежных средств для проведения досрочных выборов в представительный орган и значительности материальных затрат на эти цели, правового значения для разрешения настоящего дела не имеют.
По вышеизложенным мотивам суд считает, что территориальная избирательная комиссия Богородицкого района Тульской области не уклонялась и не уклоняется от принятия решения о назначении дополнительных выборов и не допустила неправомерного бездействия, а также приходит к выводу об отсутствии в настоящее время правовых оснований для назначения дополнительных выборов в Собрание депутатов муниципального образования г.Богородицк Богородицкого района второго созыва, в связи с чем заявление Бухтоярова А.И., Елчина А.И., Кондрашова А.А., Молодцова Ю.В. удовлетворению не подлежит.
В части требований, заявленных Андроновым И.М., Морозовым В.А., Орловым В.В., производство по делу определением Тульского областного суда от 18.07.2012 года прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и абзаца 2 статьи 220 ГПК РФ, поскольку указанные заявители, как установлено в ходе судебного разбирательства, зарегистрированы по месту жительства за пределами территории муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района, а потому не являются избирателями на выборах в его представительный орган и соответственно не относятся к числу лиц, наделенных законом правом на обращение в суд с данным заявлением.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Бухтоярова А.И., Елчина А.И., Кондрашова А.А., Молодцова Ю.В. о признании незаконным бездействия территориальной избирательной комиссии Богородицкого района Тульской области, выразившегося в уклонении от назначения дополнительных выборов, и обязании назначить дополнительные выборы в Собрание депутатов муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района второго созыва - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.Д.Жуган
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.