Решение Краснодарского краевого суда от 05 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судья Краснодарского краевого суда Шелудько В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "Оскар" Ложкина О.А. на решение судьи Прикубанского районного суда г.Краснодара от 29 мая 2012 года, вынесенное по жалобе генерального директора ООО "Оскар" Ложкина О.А. на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.5 и 8.2 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Оскар" Ложкина Олега Александровича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края N 1.12/164-4/1-1 от 25.04.2012 г. должностное лицо - генеральный директор ООО "Оскар" Ложкин О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1200 рублей.
Постановлением Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края N 1.12/164-3-1/1 от 25.04.2012 г. генеральный директор ООО "Оскар" Ложкин О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Будучи не согласным с указанными постановлениями, Ложкин О.А. обжаловал их в районный суд.
Обжалуемым решением судьи Прикубанского районного суда г.Краснодара от 29 мая 2012 года в удовлетворении жалобы Ложкина О.А. отказано.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, Ложкин О.А. просит об отмене решения судьи по мотиву его незаконности. Одновременно Ложкиным О.А. подано ходатайство о восстановлении процессуального срока обжалования судебного акта.
Разрешая ходатайство о восстановлении процессуального срока обжалования решения судьи Прикубанского районного суда г. Краснодара от 29 мая 2012 года, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу об отсутствии необходимости в его восстановлении.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу положений ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Согласно расписке в справочном листе, Ложкин О.А. получил копию решения судьи районного суда 08.06.2012 г., жалоба на судебное постановление поступила в Прикубанский районный суд г. Краснодара 13.06.2012 г., т.е. в установленный законом срок, соответственно отсутствует необходимость в его восстановлении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобе, выслушав объяснения Ложкина О.А., поддержавшего доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Отказывая в рассмотрении жалобы на постановление Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края N 1.12/164-3-1/1 от 25.04.2012 г., которым Ложкин О.А. привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что в материалы дела не представлена копия обжалуемого постановления административного органа.
Данный вывод судьи не основан на законе.
Исходя из положений ч. 1 п. 5 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса предусмотрено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается, в том числе вопрос об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в ст. 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных ст. 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Таким образом, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья вправе был проверить доводы, изложенные в жалобе, и истребовать из Департамента материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Ложкина О.А.
Что касается ссылки в решении на то, что Ложкиным О.А. не заявлены требования об отмене постановлений административного органа, а суду не предоставлено право прекратить производство по делу об административном правонарушении, не отменяя постановление, то она является необоснованной. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены требования, предъявляемые к содержанию жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Судья, руководствуясь ч. 3 ст. 30.6 Кодекса, рассматривает жалобу в полном объеме, выясняя обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 Кодекса, и выносит одно из решений, предусмотренных ст. 30.7 Кодекса.
С учетом изложенного решение судьи Прикубанского районного суда г. Краснодара от 29 мая 2012 года, вынесенное по жалобе Ложкина О.А. на постановления по делам об административных правонарушениях, подлежит отмене.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из постановления административного органа N 1.12/164-4/1-1 от 25.04.2012 г. следует, что ООО "Оскар" относится к субъектам малого предпринимательства. Предприятием при эксплуатации зданий, сооружений, иных объектов в процессе хозяйственной деятельности образуются и размещаются отходы производства и потребления I-V классов опасности (в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 г. N 786): ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1 класс опасности), мусор от уборки бытовых помещений организаций несортированный (4 класс опасности), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным - мусор, смет, с территории предприятия (4 класс опасности).
При проведении планового выездного контрольного мероприятия ООО "Оскар" установлено, что в нарушение п. 5 Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 г. N 30, Отчетность по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, за 2011 год в территориальный орган Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ООО "Оскар" представило 28 февраля 2012 года, т.е. с нарушением срока предоставления отчетности.
Постановлением Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края N 1.12/164-4/1-1 от 25.04.2012 г. должностное лицо - генеральный директор ООО "Оскар" Ложкин О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1200 рублей.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав.
По смыслу статьи 8.5 КоАП РФ своевременной является информация, которая передается пользователю в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Но так как точный срок законодательством не установлен, то для его определения может применяться правило "разумного срока", предусмотренное Гражданским кодексом РФ.
Пунктом 3 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) определен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 г. N 30 (в редакции от 09.12.2010 г.).
Согласно п. 5 Порядка Отчетность предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
В случае, если субъектами малого и среднего предпринимательства в срок не предоставлена Отчетность, к ним может применяться административная ответственность, предусмотренная статьей 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного несвоевременное представление в территориальный орган Росприроднадзора отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов не может быть квалифицировано как несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке а, следовательно, не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При указанных обстоятельствах оснований полагать о наличии в действиях ООО "Оскар" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, не имеется.
Из материалов дела следует, что постановлением Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края N 1.12/164-3-1/1 от 25.04.2012 г. генеральный директор ООО "Оскар" Ложкин О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Из постановления административного органа следует, что ООО "Оскар" осуществляет свою хозяйственную деятельность с нарушениями экологических и санитарно-эпидемиологических требований, установленных действующим законодательством, а именно: журналы учета образования и движения отходов по видам и техпроцессам за 2011 и 1-й квартал 2012 года не представлены; документы о профессиональной подготовке (переподготовке) лиц, допущенных к обращению с отходами I-V классов опасности отсутствуют; паспорта на отходы I-V классов опасности отсутствуют.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вместе с тем, выводы Департамента о наличии в действиях генерального директора ООО "Оскар" Ложкина О.А. состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, опровергаются материалами дела.
Так, в ходе рассмотрения дела в суде вышестоящей инстанции генеральный директор ООО "Оскар" Ложкин О.А. представил суду журналы учета образования и движения отходов по видам за 2011 и 1-й квартал 2012 года, удостоверение о повышении квалификации peг. N 512 от 23 октября 2005 года, согласно которому заместитель генерального директора ООО "Оскар" Ф.Т.В. прошла обучение в Образовательном экологическом центре НИИ прикладной и экспериментальной экологии Кубанского госагроуниверситета на право обращения с опасными отходами, паспорта на отходы I-V1 класса опасности.
Поскольку факт нарушения должностным лицом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами опровергается материалами дела, постановление Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края N 1.12/164-3-1/1 от 25.04.2012 г., которым генеральный директор ООО "Оскар" Ложкин О.А. привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, нельзя признать законным.
В соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, в том числе отсутствие состава административного правонарушения.
С учетом изложенного постановление Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края N1.12/164-4/1-1 от 25.04.2012 г., постановление Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края N1.12/164-3-1/1 от 25.04.2012 г. и решение судьи Прикубанского районного суда г.Краснодара от 29 мая 2012 года, вынесенное по жалобе Ложкина О.А. на указанные постановления административного органа, подлежат отмене.
Производства по делам об административных правонарушениях подлежат прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях генерального директора ООО "Оскар" Ложкина О.А. составов административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.5 и 8.2 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции
РЕШИЛ:
Жалобу генерального директора ООО "Оскар" Ложкина О.А. удовлетворить.
Решение судьи Прикубанского районного суда г. Краснодара от 29 мая 2012 года отменить.
Постановление Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края N 1.12/164-4/1-1 от 25.04.2012г., вынесенное в отношении генерального директора ООО "Оскар" Ложкина О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, отменить.
Постановление Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края N 1.12/164-3-1/1 от 25.04.2012г., вынесенное в отношении генерального директора ООО "Оскар" Ложкина О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Оскар" Ложкина О.А. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Оскар" Ложкина О.А. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.