Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей: Шелудько В.В., Пегушина В.Г.
по докладу Поповой Е.И.
при секретаре Жданове Е.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе И.о. обязанности директора Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар Столярова А.И. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 20 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Богданов А. Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и необоснованным решения Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар об отказе в форме письма от 21 ноября 2011 года " номер обезличен " в предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке ориентировочной площадью 966 кв.м., и возложении на департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар обязанности устранить нарушение прав Богданова А. Л. путем принятия постановления "Об утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 966 кв.м., находящегося по адресу: " адрес обезличен " на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
В судебном заседании заявитель уточнил требования в порядке ст. 39 ГПК РФ. Просил признать незаконным и необоснованным решение департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар об отказе в форме письма от 21 ноября 2011 года " номер обезличен " в предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке ориентировочной площадью 966 кв.м., и обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар устранить нарушение прав Богданова А.Л. путем подготовки акта выбора земельного участка ориентировочной площадью 966 кв.м., находящегося по адресу: " адрес обезличен " и вынесения постановления о предварительном согласовании места размещения испрашиваемого объекта.
Судом первой инстанции в качестве лица, участвующего в деле, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.
Богданов А.Л. требования мотивировал тем, что обратился в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о подготовке акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта административного здания с предполагаемым адресом: " адрес обезличен ". При этом представил необходимый перечень документов, в том числе материалы землеустроительного дела (регистрационный номер " номер обезличен ").
Решением директора департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар от 21 ноября 2011 года исх. " номер обезличен " Богданову А.Л. отказано в утверждении материалов предварительного согласования места размещения административного здания на земельном участке ориентировочной площадью 965 кв. м. по " адрес обезличен ". Решение органа местного самоуправления мотивировано тем, что границы указанного земельного участка накладываются на земельный участок по " адрес обезличен " площадью 3 807 кв.м. федерального уровня собственности.
В судебном заседании представитель Богданова А.Л. по доверенности Арендаренко И. А. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования г. Краснодар в судебном заседании с требованиями Богданова А. Л. не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар также просила в удовлетворении требований заявителя отказать, пояснив, что при подготовке Богданову А.Л. отказа в предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке департамент не был ознакомлен с мнением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае по доверенности Цуканова Н.С. представила в судебное заседание ходатайство, в котором указала, что в удовлетворении требований Богданова А.Л. не возражает и просит рассмотреть данное дело в отсутствии представителя Территориального управления.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 20 марта 2012 года удовлетворены требования Богданова А.Л.
Суд восстановил пропущенный процессуальный срок на подачу указанного заявления.
Суд признал незаконным и необоснованным решения департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар об отказе в форме письма от 21 ноября 2011 года " номер обезличен " в предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке ориентировочной площадью 966 кв.м. и возложил на департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар обязанность устранить нарушение прав Богданова А.Л. путем подготовки акта выбора земельного участка ориентировочной площадью 966 кв.м., находящегося по адресу: " адрес обезличен " и предварительном согласовании места размещения объекта - административного здания.
В апелляционной жалобе И.о. обязанности директора Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар Столяров А.И. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Богданова А.Л., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно п. 9 ст. 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении этого участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка в соответствии с правилами ст. 32 Земельного кодекса РФ.
Как усматривается из материалов дела, Богданов А.Л. обратился в администрацию муниципального образования г. Краснодар в целях выполнения первого этапа, с заявлением о выборе земельного участка и принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, на том основании, что 05 августа 2011 года Комиссия по земельным отношениям при администрации муниципального образования г. Краснодар приняла решение о согласовании размещения административного здания по " адрес обезличен ", площадью участка 965 кв.м.
Процедура выбора земельного участка регламентирована в ст. 31 Земельного кодекса РФ. Согласно данной норме, в случае обращения гражданина или юридического лица с заявлением о выборе земельного участка для строительства орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, которое является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или решения об отказе в размещении объекта.
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Порядком подготовки и согласования проектов постановлений главы администрации муниципального образования г. Краснодар при предоставлении земельного участка при наличии утвержденных материалов согласования места размещения объекта, утвержденным постановлением главы муниципального образования г. Краснодар от 01 августа 2008 года " номер обезличен " установлено, что лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта обращается с соответствующим заявлением в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар с приложением перечисленных в указанном порядке документов. При отсутствии одного из указанных документов материалы подлежат возврату заявителю.
При соответствии представленных документов действующему законодательству департамент муниципальной собственности и городских земель готовит проект постановления главы муниципального образования г. Краснодар о предоставлении данного земельного участка. Согласованный проект постановления в течение одного рабочего дня передается уполномоченным органом на подписание главе муниципального образования г. Краснодар или лицу, им уполномоченному.
Судом установлено, что представленные Богдановым А.Л. документы соответствуют предъявляемым требованиям, выбор земельного участка оформлен Протоколом " номер обезличен " заседания комиссии по земельным отношениям при администрации муниципального образования г. Краснодар от 05 августа 2011 года, утвержденным главой муниципального образования г. Краснодар Евлановым В.Л., и подписанный директором департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации муниципального образования г. Краснодар, проект границ земельного участка согласован уполномоченным должностным лицом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, которые были приложены к заявлению от 16 ноября 2011 года " номер обезличен "
Постановлением главы администрации г. Краснодар от 17 мая 2005 года N 1215 "Об утверждении уполномоченных органов администрации муниципального образования город Краснодар, осуществляющих подготовку материалов по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар" департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации муниципального образования г. Краснодар утвержден уполномоченным органом администрации муниципального образования г. Краснодар по рассмотрению заявлений лиц, заинтересованных в предварительном согласовании мест размещения объектов. Этим же постановлением департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар утвержден уполномоченным органом администрации муниципального образования г. Краснодар по подготовке материалов и проектов постановлений администрации муниципального образования г. Краснодар об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории различного целевого назначения.
Таким образом, судом правильно установлено, что вопрос о предварительном согласовании выбора земельного участка для размещения объекта, наряду с департаментом муниципальной собственности и городских земель, вынесшим оспариваемое решение, был предметом рассмотрения иных структурных подразделений администрации муниципального образования г. Краснодар, принявшими положительное решение относительно оформляемого Богдановым А.Л. земельного участка.
В соответствии с Порядком распоряжения земельными участками на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденным Решением городской Думы г. Краснодара от 24 сентября 2009 года N 61 п. 26 распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю на территории муниципального образования г. Краснодар, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования г. Краснодар, осуществляется администрацией муниципального образования г. Краснодар в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Краснодарского края, Уставом муниципального образования г. Краснодар, Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, и данным Порядком.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Как видно из материалов дела, администрация муниципального образования г. Краснодар указывает в решении от 21 ноября 2011 года, что границы испрашиваемого земельного участка накладываются на земельный участок по " адрес обезличен " площадью 3807 кв.м. федерального уровня собственности, пользователем которого является ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" для эксплуатации дальнего привода "Маяк".
В то же время Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в ответе на обращение Богданова А.Л. о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории указало, что право собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные в кадастровом квартале " номер обезличен ", не зарегистрировано.
Согласно уведомлению ФБУ "Кадастровая палата" по Краснодарскому краю от 23 января 2012 года " номер обезличен ", в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский края, " адрес обезличен ".
Свидетельство государственной регистрации права собственности от 08 сентября 2003 года " номер обезличен " подтверждает право собственности Российской Федерации на иной земельный участок, расположенный по адресу: " адрес обезличен ".
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу, что указанная ситуация не может считаться наложением земельных участков, а соответственно, являться основанием для отказа в утверждении материалов предварительного согласования места размещения административного здания на земельном участке.
В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Оспариваемым решением департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар от 21 ноября 2011 года исх. " номер обезличен " нарушаются права и законные интересы Богданова А.Л., создаются препятствия к осуществлению прав и свобод, поскольку незаконный отказ в утверждении материалов предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке препятствует дальнейшему оформлению, получению заявителем земельного участка для строительства и размещения административного здания, которое уже согласовано администрацией муниципального образования город Краснодар на заседании комиссии от 05 августа 2011 года.
С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку оснований для отказа Богданову А.Л. в утверждении материалов предварительного согласования места размещения административного здания на земельном участке ориентировочной площадью 966 кв.м. по " адрес обезличен " не имеется.
Доводы жалобы о необоснованном удовлетворении исковых требований, не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда. Указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства дела установлены правильно, решение суда вынесено в соответствии с требованиями закона, и оснований для его отмены не имеется.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 20 марта 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.