Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Леганова А.В., Перовой М.В.,
по докладу Леганова А.В.,
при участии прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования Кавказский район " Ф.И.О. "6 на решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 04 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования (далее - МО) Кавказский район по организации сбора и вывоза отходов и мусора на территории поселения, возложении на администрацию МО Кавказский район обязанности ликвидировать несанкционированную свалку путем вывоза мусора в место, специально отведенное для таких целей.
Решением Кропоткинского городского суда от 04 мая 2012 года заявление прокурора Кавказского района удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие администрации МО Кавказский район по не утилизации отходов и мусора на земельным участке, принадлежащем МО Кавказский район, расположенном в районе а/д Кропоткин-Кавказская, около 1 км. от жилой застройки территории поселения. На администрацию МО Кавказский район возложена обязанность утилизировать отходы и мусор с земельного участка, принадлежащего муниципальному образованию Кавказский район, расположенного в районе а/д Кропоткин-Кавказская, около 1 км. от жилой застройки территории поселения, путем рекультивации земельного участка, расположенного в районе а/д Кропоткин-Кавказская, около 1 км. от жилой застройки территории поселения.
В апелляционной жалобе глава МО Кавказский район " Ф.И.О. "6 просит судебную коллегию отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора Руденко М.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Кавказского района по заданию прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности МО Кавказский район.
В ходе проверки установлено, что в границах Кавказского сельского поселения в районе а/д Кропоткин-Кавказская, около 1 км. от жилой застройки расположена несанкционированная свалка.
Визуальным осмотром установлено, что к свалке имеется подъездная дорога с гравийным покрытием, отсутствуют обваловка и водоотводной канал, учет количества и состав поступающих отходов не ведется, кроме того, на указанном объекте не ведется мониторинг окружающей среды.
Специалистом Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" произведен отбор проб отхода в 25-ти точках, согласно акта отбора пробы отхода от " дата обезличена " " номер обезличен ".
Протоколом биотестирования отхода от " дата обезличена " " номер обезличен " установлено, что отходы, размещаемые на несанкционированной свалке, относятся к IV классу опасности для окружающей среды.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборны площади, в недра и на почву.
В соответствии ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
Положениями ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Как установлено судом первой инстанции, в МО Кавказский район не определен порядок сортировки отходов на их виды, санкционированных или специально отведенных мест для временного складирования твердых бытовых отходов не имеется, в связи с чем складирование бытовых отходов производится стихийно, не определены и не оборудованы контейнерные площадки, а также порядок их обслуживания. Разрешительная документация: отвод земли, проект нормативов образования отходов и потребления, лимиты на размещение отходов, лицензия на осуществление деятельности на обращение с опасными отходами производства и потребления по данному полигону отсутствует, первичный учет складируемых бытовых отходов не ведется.
Указанное является нарушением п.п. 2.1., 2.2.1., 2.2.2., абз. 1, 2, 3 п. 2.2.3., п.п. 2.4.4., 2.4.10., З.1., 6.2. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05 августа 1988 года N 4690-88.
В нарушение п. 2.2. Санитарных правил СП 2.7.1038.01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года N 16, санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемым полигоном твердых бытовых отходов отсутствует, содержание свалок твердых бытовых отходов не отвечает вышеназванным правилам.
Положениями ч. 1 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямая обязанность по организации сбора и вывоза отходов и мусора возложена на администрацию муниципального образования.
Нормами ст.ст. 4, 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, на указанные выше объекты размещения отходов, в нарушение ст. ст. 9, 12, 18, 19 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 22, 24 ФЗ РФ "Об охране окружающей среды", отсутствует разрешительная документация: отвод земельного участка, проект нормативов образования отходов и потребления, лимиты на размещение отходов, лицензия на осуществление деятельности на обращение с опасными отходами производства и потребления по данному полигону отсутствует, первичный учет складируемых бытовых отходов не ведется.
При рассмотрении гражданского дела судом первой инстанции установлено, что решением Кавказского районного суда от 21 апреля 2011 года земельный участок, расположенный в районе а/д Кропоткин-Кавказская, около 1 км. от жилой застройки территории поселения остался в ведении МО Кавказский район.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что обязанность по утилизации отходов и вывозу мусора с указанного земельного участка лежит на МО Кавказский район, а неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории муниципального образования и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем заявление прокурора Кавказского района подлежит удовлетворению.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и дал им соответствующую правовую оценку.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы, изложенные в заявлении, получили правильную правовую оценку, поэтому не принимаются судебной коллегией, так как направлены на переоценку доказательств.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 04 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.