Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
и судей Дунюшкиной Н.В., Диянова С.П.
по докладу судьи Диянова С.П.
с участием прокурора Гребенюк О.Б.
при секретаре Рыбник В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства материалы гражданского дела по иску прокурора Западного административного округа г. Краснодара в интересах Малявина Дмитрия Александровича к администрации муниципального образования город Краснодар, управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар о признании постановления недействительным с апелляционной жалобой представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Наумовой Н.Н. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 02 апреля 2012 г.
Заслушав доклад судьи Диянова С.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Западного административного округа г. Краснодара в интересах Малявина Д.А., " дата обезличена " г. рождения, зарегистрированного по месту жительства в однокомнатной квартире " номер обезличен " по " адрес обезличен ", обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар, управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар о признании недействительным постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 08.02.2011 г. " номер обезличен " "Об отказе Малявину Д.А. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Кроме того, просил восстановить нарушенное право Малявина Д.А. на постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по льготной категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязать администрацию муниципального образования город Краснодар поставить Малявина Д.А. на такой учет.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 02.04.2012 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд постановил: признать незаконным постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 08.02.2011 г. " номер обезличен " "Об отказе Малявину Д.А. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях"; восстановить нарушенное право Малявина Д.А. на постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по льготной категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать администрацию муниципального образования город Краснодар поставить Малявина Д.А. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по льготной категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Наумова Н.Н. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требованиях, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, допущенное судом нарушение норм материального права, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда этим обстоятельствам.
В обоснование апелляционной жалобы, в частности, указывает на то, что суд неправильно истолковал п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которая предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются только гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Суд не учел, что в АМО город Краснодар Малявин Д.А. обратилась только 12.01.2011 г., когда ему уже исполнилось 24 года, т.е. спустя 3 года после окончания учебного заведения, и, что оспариваемое постановление соответствует требованиям закона.
Таким образом, по мнению представителя, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Малявин Д.А. не может быть принят на соответствующий жилищный учет, поскольку он без уважительных причин пропустил срок для принятия на такой учет, предусмотренный п. 1 ст. 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае".
Письменных возражений на жалобу не подано.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы настоящего гражданского дела в пределах этих доводов, заслушав заключение прокурора Гребенюк О.Б., полагавшей обжалуемое решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда находит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 02.04.2012 г. подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно п. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на его исход.
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, прежде всего, исходил из того, что орган опеки и попечительства не уведомил Малявина Д.А. надлежащим образом о том, что с 18 до 23 лет ему необходимо обратиться в АМО город Краснодар для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, он своевременно не воспользовался своим правом на обеспечение жильем, гарантированным государством.
При этом, по мнению суда, причина пропуска срока для обращения его с соответствующим заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по вышеуказанной категории лиц является уважительной и этот срок может быть восстановлен в судебном порядке.
Кроме того, суд исходил из того, что оспариваемым постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 08.02.2011 г. " номер обезличен " были нарушены права Малявина Д.А., предусмотренные Федеральным законом РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и созданы препятствия к их осуществлению, в связи с чем, данное постановление следует признать незаконным.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства, соответствуют материалам дела, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Как установлено и следует из материалов дела, и, в частности, из свидетельства о рождении серия " номер обезличен " Малявин Д.А., " дата обезличена " рождения, является сыном Малявина Александра Александровича и Малявиной Светланы Николаевны (л.д. 9). Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Решением Тимашевского районного суда Краснодарского края от " дата обезличена " мать несовершеннолетнего Малявина Д.А. - Мамедова (Малявина) С.Н. признана безвестно отсутствующей.
Распоряжением главы администрации Прикубанского округа мэрии г. Краснодара от 21.07.1999 г. " номер обезличен " Малявин Д.А. определен в детское государственное учреждение.
В период с 18.08.1999 г. по 01.09.2005 г. Малявин д.А. являлся воспитанником Тимашевской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находился на полном государственном обеспечении (л.д. 18).
С 01.09.2005 г. по 27.06.2008 г. Малявин Д.А. обучался в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования - профессиональном училище " номер обезличен " Краснодарского края по профессии " " данные изъяты "", считался учащимся из числа детей-сирот и находился на полном государственном обеспечении (л.д. 17).
Как следует из справки управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар от 22.12.2010 г. " номер обезличен ", Малявин Д.А. до 04.07.2010 г. пользовался всеми льготами, предназначенными для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 15-16).
В настоящее время Малявин Д.А. зарегистрирован по месту жительства на койко-место в комнате " номер обезличен ", общей площадью 22,08 кв.м, в общежитии по " адрес обезличен ". Сонанимателями указанной комнаты являются: Иванюта К.Г., Акимов Д.Д., Прокопенко А.Е., в связи с чем, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого из указанных лиц составляет " данные изъяты " кв.м.
По данным филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по г. Краснодару и управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю Малявин Д.А. не является собственником недвижимого имущества в г. Краснодаре.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 08.02.2011 г. " номер обезличен " Малявину Д.А. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что он обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар по истечении двух лет после окончания обучения в учреждении профессионального образования (л.д. 28).
Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч.1 ст. 38).
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статья 8 указанного Федерального закона определяет дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение и устанавливает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы и ст. 1 названного Федерального закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
При буквальном толковании данной правовой нормы это означает, что гарантируемая указанным в Федеральном законе лицам социальная поддержка, в том числе и внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
Однако такая социальная поддержка не может считаться фактически реализованной до момента, когда соответствующее жилое помещение будет предоставлено нуждающемуся гражданину из числа малоимущих.
Жилищный Кодекс РФ (п. 2 ч. 2 ст. 57) также определяет право внеочередного получения указанными категориями граждан жилых помещений по договорам социального найма.
В целях обеспечения дополнительных гарантий прав граждан отдельных категорий, определенных вышеуказанным Федеральным законом, Законодательным Собранием Краснодарского края был принят Закон Краснодарского края от 03.06.2009 г. N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае".
В ст. 1 данного Закона Краснодарского края определены категории лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 2 Закона Краснодарского края устанавливает, что дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение вышеуказанным категориям обеспечиваются путем: выявления закрепленных за данными лицами имущества и жилых помещений, управления такими имуществом и жилыми помещениями и выполнения функций по обеспечению сохранности данных имущества и жилых помещений; предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ст. 7 Закона Краснодарского края, принятие на учет детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по достижении ими 18 лет, лиц из числа детей-сирот - до достижения ими 23 лет, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот - не позднее 2-х лет после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения, учреждениях любых видов профессионального образования, после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области опеки, попечительства и семейной политики осуществляет в порядке, определенном уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области жилищно-коммунального хозяйства, ведение общекраевого списка граждан, указанных в ч. 2 ст. 5 настоящего Закона, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения таких граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Принятие на учет лиц, имевших статус из числа детей-сирот, осуществляется не позднее 2 лет после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения, учреждениях любых видов профессионального образования, после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как правильно установлено судом первой инстанции, орган опеки и попечительства не уведомил Малявина Д.А. надлежащим образом о том, что с 18 до 23 лет ему необходимо обратиться в администрацию муниципального образования город Краснодар для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготной категории из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, Малявин Д.А. своевременно не воспользовался своим правом на обеспечение жильем, гарантированным государством.
При таких обстоятельствах причины, по которым Малявин Д.А. пропустил срок для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, могут быть признаны уважительными и, следовательно, указанный срок должен быть восстановлен, поскольку пропуск двухлетнего срока сам по себе не может являться основанием для лишения гражданина из числа лиц вышеуказанной категории гарантированного государством и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое им не было получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить такое жилое помещение.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, и сделал мотивированные выводы. Оснований не согласиться с правовой оценкой суда обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает. Существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению настоящего дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в жалобе, судом не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 02.04.2012 г. следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что в обжалуемое решение суда необходимо внести изменения в части возложения на администрацию муниципального образования город Краснодар обязанности поставить Малявина Д.А. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготной категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, по муниципальному образованию город Краснодар в рамках реализации краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009-2013 годы.
При этом судебная коллегия применительно к обстоятельствам настоящего дела учитывает, что, несмотря на то, что вышеуказанные Федеральные законы не содержат прямых ограничений для реализации гарантий по внеочередному предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к которым относится и Малявин Д.А., также следует принимать во внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание равных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, в том числе и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уже состоящих в общекраевом списке лиц указанной категории.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 02 апреля 2012 г. изменить, изложив абзац четвертый резолютивной части в следующей редакции: "Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар поставить Малявина Дмитрия Александровича на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготной категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, по муниципальному образованию город Краснодар в рамках реализации краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009-2013 годы".
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.