Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
и судей Башинского Д.А., Диянова С.П.
по докладу судьи Диянова С.П.
при секретаре Корольковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства материалы гражданского дела по заявлению Бобошко Евгения Тимофеевича об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления с апелляционной жалобой представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности - Савельевой Аллы Юрьевны на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 06 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи Диянова С.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бобошко Е.Т. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) администрации муниципального образования город Краснодар.
В обоснование заявленного требования указано, что он является представителем собственников жилого дома, расположенного по адресу: " адрес обезличен " на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 09 июня 2011 года. В августе 2011 года собственники помещений многоквартирного дома и иных входящих в состав этого дома объектов недвижимости с целью формирования границ и размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, обратились в муниципальное унитарное предприятие "Институт Горкадастрпроект". 16 августа 2011 года МУП "Институт Горкадастрпроект" была составлена схема расположения земельного участка на территории муниципального образования город Краснодар, после чего собственники помещений многоквартирного дома подали заявление в администрацию муниципального образования город Краснодар об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, однако, в этом им было отказано. Считает, что отказ администрации муниципального образования город Краснодар в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по " адрес обезличен " нарушает права и законные интересы собственников.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 06 марта 2012 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд постановил: признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по " адрес обезличен "; обязать администрацию муниципального образования город Краснодар утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по " адрес обезличен ".
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности - Савельева А.Ю. просит отменить, состоявшееся по настоящему гражданскому делу, решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, а также на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы настоящего гражданского дела в пределах этих доводов, заслушав пояснения Бобошко Е.Т., полагавшего обжалуемое решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда находит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 06 марта 2012 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно п. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на его исход.
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, прежде всего, исходил из того, что отказ администрации муниципального образования город Краснодар в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по " адрес обезличен " нарушает права и законные интересы собственников.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства, соответствуют материалам дела, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Как установлено и следует из материалов дела, Бобошко Е.Т. является представителем собственников жилого дома, расположенного по адресу: " адрес обезличен " на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 09 июня 2011 года.
Собственники помещений многоквартирного дома и иных входящих в состав этого дома объектов недвижимости с целью формирования границ и размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, в августе 2011 года обратились в муниципальное унитарное предприятие "Институт Горкадастрпроект".
16 августа 2011 года МУП "Институт Горкадастрпроект" была составлена схема расположения земельного участка на территории муниципального образования город Краснодар (л.д.7-12).
В дальнейшем собственники помещений многоквартирного дома подали заявление в администрацию муниципального образования город Краснодар об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар " номер обезличен " от 14 февраля 2012 года им отказано в утверждении схемы расположения на кадастровом плане соответствующей территории по " адрес обезличен " " адрес обезличен " (л.д.16).
Как следует из ответа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, утверждение схемы расположения невозможно до снятия с кадастрового учёта ранее учтённых земельных участков с кадастровыми номерами " номер обезличен ", " номер обезличен ", " номер обезличен ", " номер обезличен ", расположенных в границах формируемого земельного участка по " адрес обезличен ", и такое снятие с кадастрового учёта ранее учтённых земельных участков возможно только в судебном порядке.
В соответствии с п.п. 1-5 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом, если иное не установлено федеральными законами Российской Федерации, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим данный вид правоотношений. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, достоверно установив, что оспариваемый заявителем отказ администрации муниципального образования город Краснодар нарушает права и законные интересы Бобошко Е.Т. и других собственников вышеуказанного многоквартирного жилого дома, имел достаточные основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, проверил доказательства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда - мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.
Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает.
Существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению настоящего дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 06 марта 2012 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 06 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности - Савельевой Аллы Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.