Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Диденко И.А., Дунюшкиной Н.В.
по докладу судьи Диденко И.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Наумовой Н.Н. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мальцева С.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании недействительным постановления администрации муниципального образования г. Краснодар и восстановлении нарушенных прав.
В обосновании требований указала, что до " дата обезличена " Пыканова С.А. относилась к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. " дата обезличена " Пыканова С.А. заключила брак и ей была присвоена фамилия Мальцева. В " дата обезличена " окончила ГОУ СПО КПК Краснодарского края. В 2011 году обратилась в администрацию муниципального образования город Краснодар с формализованным заявлением о постановке на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как лицо из числа детей ? сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставила все необходимые учетные документы.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от " дата обезличена " "Об отказе С.А.Мальцевой в принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" ей было отказано в принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по причине истечения двух лет после окончания пребывания в учреждении профессионального образования.
Просила суд признать недействительным постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от " дата обезличена " "Об отказе С.А.Мальцевой в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях"; восстановить нарушенное право на постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар поставить Мальцеву С.А. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по льготному списку лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обжалуемым решением суда от 11.05.2012 года исковые требования Мальцевой Снежаны Александровны- удовлетворены.
С данным решением представитель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Наумова Н.Н. не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. В заявленных требованиях Мальцевой (Пыкановой) С.А. к администрации муниципального образования город Краснодар о восстановлении пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения и об отмене постановления администрации муниципального образования город Краснодар от " дата обезличена " "Об отказе С.А. Мальцевой в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях"- отказать. Считает, принятый судебный акт незаконным и необоснованным в связи с нарушением судом норм материального права, недоказанностью установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Дерюжева В.А., Мальцеву С.А., представителя Мальцевой С.А. по доверенности Седых С.Н. судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, вынесенного в соответствии с материалами дела и требованиями закона.
Суд, верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательно исследовал представленные доказательства и правильно применил нормы материального права.
Как установлено в судебном заседании, согласно свидетельства о рождении, Пыканова С.А. родилась " дата обезличена " в " адрес обезличен ", о чем составлена актовая запись о рождении от " дата обезличена ". В графе сведения о родителях указаны: мать " Ф.И.О. "10 и отец " Ф.И.О. "11
Согласно свидетельства о смерти от " дата обезличена ", " Ф.И.О. "11, являющийся отцом " Ф.И.О. "6, умер " дата обезличена ".
Решением Советского районного суда " адрес обезличен " от " дата обезличена " " Ф.И.О. "10 лишена родительских прав в отношении дочери " Ф.И.О. "6
Распоряжением главы администрации Карасунского административного округа г. Краснодара от " дата обезличена " "Об определении несовершеннолетних детей " Ф.И.О. "6, " дата обезличена " года рождения, " Ф.И.О. "12, " дата обезличена " года рождения, в детские госучреждения" несовершеннолетняя " Ф.И.О. "6, " дата обезличена " года рождения, определена в детское госучреждение.
Согласно справке от " дата обезличена " , выданной ГОУ для детей - сирот детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом ст. Старокорсунской Краснодарского края, Пыканова С.А. являлась воспитанницей указанного учреждения и находилась на полном государственном обеспечении с " дата обезличена " по " дата обезличена ".
На основании справки от " дата обезличена " , выданной ГОУ СПО КПК Краснодарского края, Пыканова С.А. обучалась в данном образовательном учреждении с " дата обезличена " по " дата обезличена " и находилась на полном государственном обеспечении.
" дата обезличена " Пыканова С.А. заключила брак и ей была присвоена фамилия Мальцева.
Из материалов дела усматривается, что по данным филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по г. Краснодару и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю С.А.Мальцева не является собственником недвижимого имущества в г. Краснодаре.
Действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями за последние пять не совершались.
Мальцева С.А. зарегистрирована по адресу " адрес обезличен ", в жилом помещении, являющемся муниципальной собственностью, общей площадью 68,2 кв.м.
Согласно выписки из лицевого счета квартиросъемщика от " дата обезличена " нанимателем указанного помещения является тетя истицы " Ф.И.О. "13 В помещении зарегистрированы и постоянно проживают пять человек. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного зарегистрированного по месту жительства в закрепленном жилом помещении составляет менее 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека
В процессе судебного разбирательства дела судом первой инстанции установлено, что Постановлением администрации муниципального образования " адрес обезличен " от " дата обезличена ". Мальцевой С.А. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилы помещениях в связи с тем, что она обратилась в администрацию муниципального образования город Краснодар по истечении двух лет после окончания пребывания в учреждении профессионального образования.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из " числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статья 8 данного Закона определяет дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение и устанавливает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Жилищный Кодекс РФ (п.2 ч.2 ст.57) также определяет право внеочередного получения указанными категориями граждан жилых помещений по договорам социального найма.
В целях обеспечения дополнительных гарантий прав граждан отдельных категорий, определенных вышеуказанным Федеральным законом, Законодательным Собранием Краснодарского края был принят Закон Краснодарского края от 03.06.2009 N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае".
В ст. 1 данного Закона КК определены категории лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение: 1) дети-сироты; 2)дети, оставшиеся без попечения родителей; 3) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ст. 2 данного Закона КК устанавливает, что дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение вышеуказанным категориям обеспечиваются путем: 1) выявления закрепленных за данными лицами имущества и жилых помещений, управления такими имуществом и жилыми помещениями и выполнения функций по обеспечению сохранности данных имущества и жилых помещений; 2) предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с п. 2 ст. 4 указанного Закона, обстоятельствами, препятствующими возвращению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в закрепленные за ними жилые помещения, являются: случаи, если обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного зарегистрированного по месту жительства в закрепленном(ых) жилом(ых) помещении(ях) составляет менее 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, включая лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона (далее - норма обеспеченности общей площадью жилого помещения).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона, правом на предоставление жилого 4 помещения государственного жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма обладают лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие закрепленные жилые помещения, при условии, что возвращение в него невозможно при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных статьей 4 настоящего Закона.
Согласно ст. 7 Закона КК принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по достижении ими 18 лет, лиц из числа детей-сирот - до достижения ими 23 лет, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот - не позднее 2-х лет после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения, учреждениях любых видов профессионального образования, после окончания службы в рядах
Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области опеки, попечительства и семейной политики осуществляет в порядке, определенном уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области жилищно-коммунального хозяйства, ведение общекраевого списка граждан, указанных в ч.2 ст.5 настоящего Закона, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения таких граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Судом первой инстанции установлено, что орган опеки и попечительства не уведомил истицу надлежащим образом о том, что ей не позднее 2 лет после окончания обучения в ГОУ СПО КПК КК, необходимо обратиться в администрацию для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготной категории из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, соответственно, она своевременно не воспользовалась своим правом на обеспечение жильем, гарантированное государством.
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при указанных обстоятельствах, причина пропуска срока для обращения с заявлением о постановке на учет является уважительной. Кроме того, пропуск двухлетнего срока сам по себе не может являться основанием для лишения гражданина из числа лиц вышеуказанной категории гарантированного государством и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое им было получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить такое жилое помещение.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В процессе судебного разбирательства дела судом первой инстанции установлено наличие оспариваемых действий (бездействий), конкретное нарушение прав и свобод гражданина (препятствие к осуществлению его прав и свобод, незаконно возложенная обязанность или привлечение к ответственности), причинная связь между действиями (бездействиями) и нарушением прав и свобод.
Принимая во внимание, что постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от " дата обезличена " , были нарушены права и созданы препятствия к осуществлению прав Мальцевой С.А., предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Жилищным Кодексом РФ и Законом Краснодарского края от 03.06.2009 N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае", суд первой инстанции сделал правильный вывод, что имеются основания для признания вышеуказанного постановления недействительным.
Статья 1 ГК РФ определяет основные начала гражданского законодательства и устанавливает, что гражданское законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты и устанавливает, что гражданские права могут быт ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В данном случае, федеральные законы (Федеральный закон от 21.12.1996 N159-ФЗ, ЖК РФ) не содержат никаких ограничений для реализации гарантий по внеочередному предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и не устанавливают ограничительных сроков для постановки их на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В статье 12 ГК РФ определены способы защиты гражданских прав.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ, в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Таким образом, на основании вышеизложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств и правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, следует признать недействительным постановление администрации муниципального образования город Краснодар от " дата обезличена " "Об отказе С.А.Мальцевой в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" и восстановить нарушенное право Мальцевой С.А., обязав администрацию муниципального образования г. Краснодар поставить Мальцеву С.А. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по льготному списку лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без печения родителей.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрении настоящего иска не допущено.
Руководствуясь ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Наумовой Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.