Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей: Шелудько В.В., Сидорова В.В.
по докладу судьи Шелудько В.В.
при секретаре Жданове Е.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника управления строительства, ЖКХ и транспорта администрации муниципального образования Абинский район Науменко В.Н. на решение Абинского районного суда Краснодарского края от 04 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Бондарева Е.С. обратилась в суд с заявлением к управлению строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации МО Абинский район, управлению социальной защиты населения в Абинском районе о признании незаконными бездействия и понуждения осуществления социальной выплаты за счёт средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой инвалида Великой Отечественной войны Б.А.И., умершего " дата обезличена ". Своего жилья ни на праве собственности, ни на основании договора социального найма не имеет, проживает в квартире в качестве нанимателя, собственником которой не является. Как малоимущая нуждается в обеспечении жильем. Полагает, что имеет право на льготы и соответствующую дополнительную поддержку - на социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федеральному закону от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах"; постановлению главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 года N808. В досудебном порядке она письменно обращалась в администрацию МО Абинский район, управление строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации МО Абинский район, с указанными требованиями, однако в их удовлетворении ей было отказано. Просила суд обязать управление социальной защиты населения в Абинском районе осуществить ей социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании представители Бондаревой Е.С. по доверенностям Бондарева К.Ю., Коржова В.А. изменили заявленные требования, просили суд признать неправомерным бездействие управления строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации МО Абинский район и обязать его осуществить социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение Бондаревой Е.С. жилого помещения.
Решением Абинского районного суда от 04 апреля 2012 года требования Бондаревой Е.С. удовлетворены. Бездействие управления строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации МО Абинский район в осуществлении Бондаревой Е.С. социальной выплаты за счёт средств федерального бюджета на приобретение жилья признано неправомерным. Управление строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации МО Абинский район обязано произвести социальную выплату Бондаревой Е.С., за счёт средств федерального бюджета на приобретение жилья.
В апелляционной жалобе начальник управления строительства, ЖКХ и транспорта администрации МО Абинский район Науменко В.Н. просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение которым отказать в удовлетворении заявленных Бондаревой Е.С. требований. В обоснование доводов жалобы указал, что решение незаконно и необоснованно, вынесено с нарушением норм материального, процессуального права, на основании противоречивых доказательств, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя управления строительства, ЖКХ и транспорта администрации МО Абинский район по доверенности Платонову Е.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя Бондаревой Е.С. по доверенности Коржову В.А., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Бондарева Е.С., " дата обезличена " года рождения, вдова инвалида ВОВ - Б.А.И., умершего " дата обезличена " (удостоверение серии В N485543), согласно справки МСЭ-2007 N1069182 от 22.06.2010 года является инвалидом I группы, состоит на учете в управлении социальной защиты Абинского района, имеет право на льготы предусмотренные ст. 21 Закона "О ветеранах".
Бондарева Е.С. зарегистрирована, как член семьи собственника, и проживает в квартире, расположенной по адресу: " адрес обезличен ", площадью 65, 5 кв.м., которая на праве общей долевой собственности принадлежит трем собственникам: Б.К.Ю., У.Е.В., Б.О.А.
Согласно сведений Абинского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и топографии по Краснодарскому краю, Бондарева Е.С. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не значится, сведения о регистрации прав на недвижимое имущество отсутствуют. Договор социального найма жилого помещения с Бондаревой Е.В. не заключался.
Бондарева Е.С. обратилась в администрацию МО Абинский район с заявлением о включении ее в список претендентов на получение социальной выплаты, для приобретения жилого помещения.
Управлением строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации МО Абинский район в удовлетворении заявления Бондаревой Е.С. о предоставлении мер социальной поддержки было отказано.
Удовлетворяя заявленные требования Бондаревой Е.С. суд первой инстанции указал, что Бондарева Е.С. относится к категории малоимущих лиц, является вдовой инвалида ВОВ, инвалидом I группы, нуждается в обеспечении жильем.
Указанный вывод суда первой инстанции основан на неправильном толковании норм материального права, согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
На основании ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов" обязательным условием предоставления ветеранам Великой Отечественной войны жилых помещений (обеспечение жильем) является нуждаемость данной категории граждан в улучшении жилищных условий.
Как предусмотрено п. 3 ст. 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями (собственниками) или членами семьи нанимателя (собственника) жилых помещений по договорам социального найма, либо являющиеся нанимателями (собственниками) или членами семьи нанимателя (собственника) жилых помещений по договорам социального найма, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Судебной коллегией установлено, что Бондарева Е.С. в установленном порядке малоимущей (нуждающейся в жилом помещении) администрацией Абинского района признана не была, доказательств этому в материалы дела не представлено.
Более того, постановлением администрации МО Абинский район от 26.10.2010 года N3846 Бондаревой Е.С. отказано в принятии на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением Абинского районного суда от 24.11.2010 года в удовлетворении заявления Бондаревой Е.С. о признании незаконным постановления главы МО Абиинский район от 26.10.2010 года N3846, о признании нуждающейся в жилом помещении и включении в список граждан нуждающихся в жилых помещениях по категории ветераны Великой Отечественной войны с 29.09.2010 года отказано. Решение вступило в законную силу 13.01.2011 года.
Указанные обстоятельства судом первой инстанции при рассмотрении дела оставлены без внимания.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что Бондарева Е.С. относится к категории малоимущих лиц и нуждается в обеспечении жильем, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Порядок предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению их жильем утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.09.2006 года N808 "О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий".
На основании п. 1 указанного Порядка, настоящий Порядок определяет правила предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность категориям граждан, принятых в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Краснодарского края на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению их жильем.
Пунктом 8 Порядка определено, что списки претендентов на получение социальной выплаты формируются органами местного самоуправления из числа граждан, подавших в орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете, заявление на имя руководителя уполномоченного органа Краснодарского края о включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
Таким образом, поскольку Бондарева Е.С. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации МО Абинский район не состоит, малоимущей в установленном законом порядке не признана, положения указанного постановления к ней не применимы, в связи, с чем оснований для предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилого помещения Бондаревой Е.С. не имеется.
Кроме того, на основании п. 2 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.09.2006 года N808 функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, указанным в п. 1 настоящего Порядка, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области социальной защиты населения.
Главным распорядителем бюджетных средств из федерального бюджета на приобретение жилья является департамент социальной защиты населения Краснодарского края, в связи, с чем, судом первой инстанции необоснованно, на управление строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации МО Абинский район возложена обязанность по предоставлению социальной выплаты Бондаревой Е.С., поскольку Управление является ненадлежащим ответчиком по делу.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции, об удовлетворении заявленных Бондаревой Е.С. требований, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку, оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части, по основаниям, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ, и принять по делу новое решение.
Отменяя решение, суд апелляционной инстанции с учетом, представленных по делу доказательств, приходит к выводу о возможности принятия нового решения, которым следует отказать в удовлетворении заявленных Бондаревой Е.С. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу начальника управления строительства, ЖКХ и транспорта администрации муниципального образования Абинский район Науменко В.Н. удовлетворить.
Решение Абинского районного суда Краснодарского края от 04 апреля 2012 года отменить.
Вынести по делу, новое решение, резолютивную часть которого изложить в следующей редакции:
В удовлетворении заявленных Бондаревой Е.С. требований о признании неправомерным бездействия управления строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации МО Абинский район о предоставлении социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.