Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей Шелудько В.В., Сидорова В.В.
по докладу судьи Шелудько В.В.
при секретаре Владимировой И.О.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Кузькина В.В., Ходос Р.В., Шекуновой Е.А., Мальгиновой Г.Ю. по доверенностям Смирнова С.Н. на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 26 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузькин В.В., Ходос Р.В., Шекунова Е.А., Мальгинова Г.Ю. обратились в суд с заявлением о признании частично не действующими Правил землепользования и застройки части территории муниципального образования г.Геленджик.
В обоснование требований указано, что в их собственности находятся земельные участки, расположенные " адрес обезличен ", предоставленные им для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Оспариваемыми положениями Правил их земельные участки отнесены к территориальной зоне Р-2 (зоне парков), что противоречит положениям ст.35 Конституции РФ, положениям Гражданского, Земельного и Градостроительного кодексов РФ, согласно которым, они имеют право пользоваться и распоряжаться принадлежащими им земельными участками путем осуществления на данных земельных участках жилищного строительства. Просили признать недействующим решение Думы г.Геленджика N 466 от 27 июля 2010 года об утверждении Правил землепользования и застройки части территории муниципального образования г.Геленджик в части зонирования относительно оспариваемой территории " адрес обезличен ", с расположенными на нем и находящимися в их собственности земельными участками. Обязать администрацию муниципального образования г.Геленджик определить оспариваемую территориальную зону с расположенными на ней и находящимися в их собственности земельными участками по адресу: " адрес обезличен ", как зону Ж-2 (зона малоэтажной жилой застройки).
Впоследствии, представитель заявителей Смирнов С.Н. уточнил заявленные требования, просил признать не действующими п.2. ч.2 ст.22 и ст.35 Правил землепользования и застройки части территории муниципального образования г.Геленджик, утвержденных решением Думы г.Геленджика от 27 июля 2010 года N 466, в части градостроительного зонирования, определяющего территорию, как зону парков Р-2, относительно оспариваемой территории " адрес обезличен ", с расположенными на ней, и находящимися в собственности заявителей земельными участками " адрес обезличен ".
В судебном заседании представитель заявителей поддержал заявленные требования.
Представители Думы муниципального образования г.Геленджик и администрации муниципального образования г.Геленджик возражали против удовлетворения заявленных требований.
Обжалуемым решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 26 апреля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителей Смирнов С.Н. просит решение суда отменить, как незаконное, принять новое решение, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права, что привело к нарушению законных прав и интересов заявителей на полноценное пользование принадлежащих им на праве собственности земельными участками.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав пояснения представителя заявителей по доверенностям Смирнова С.Н., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявители являются собственниками земельных участков, расположенных " адрес обезличен ", а именно:
Кузькин В.В. - участок N46а, площадью 898 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый " номер обезличен "; участок N46б, площадью 800 кв.м, для индивидуального жилищного строительства, кадастровый " номер обезличен ";
Ходос Р.В. - 1/2 доли участка N46б, площадью 400 кв.м, для индивидуального жилищного строительства, кадастровый " номер обезличен ";
Шекунова Е.А. - участок N30а, площадью 622 кв.м, для личного подсобного хозяйства, условный " номер обезличен ";
Мальгинова Г.Ю. - участок N46в, площадью 300 кв.м, для ведения подсобного хозяйства, кадастровый " номер обезличен ".
Решением Думы муниципального образования г.Геленджик от 27 июля 2010 года N466 утверждены правила землепользования и застройки части территории муниципального образования г.Геленджик. Текст решения и (приложение к решению) опубликованы 31 июля 2010 года в Геленджикской городской газете "Прибой" NN 86, 87 и размещен на официальном сайте администрации муниципального образования г.Геленджик в сети Интернет. Данное решение вступило в силу со дня его официального опубликования.
Согласно статьи 22 Правил "Состав и содержание карты градостроительного зонирования", картой градостроительного зонирования в составе Правил является графическое отображение границ территориальных зон, участков градостроительного зонирования, границ зон с особыми условиями использования территории, границ территорий объектов культурного наследия (ч.1).
В части 2 данной статьи перечислены фрагменты карт градостроительного зонирования населенных пунктов, в том числе, карта градостроительного зонирования " адрес обезличен ".
Статьей 35 Правил "Градостроительный регламент зоны парков (Р-2)" установлен градостроительный регламент данной зоны. В составе видов разрешенного использования земельных участков в этой зоне не предусмотрены земельные участки для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ч.3 ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в частности утверждение Правил землепользования и застройки городских округов.
Устав муниципального образования г.Геленджик, утвержденный решением Думы муниципального образования г.Геленджик от 30 марта 2010 года N417 к относит исключительной компетенции Думы муниципального образования г.Геленджик утверждение правил землепользования и застройки (ст.ст.16, 26).
Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Краснодарского края, настоящим уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования г.Геленджик (ст. 64).
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно указано, что решение об утверждении правил землепользования и застройки части территории муниципального образования принято Думой муниципального образования г.Геленджик в рамках компетенции, предоставленной действующим законодательством, представительному органу местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (п. 4 ч. 1 ст.34 Градостроительного кодекса РФ).
Границы территориальных зон также могут устанавливаться по красным линиям, естественным границам природных объектов.
В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяются градостроительным регламентом.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик ими планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий и иных природных объектов (ч. 2 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ).
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что подготовка, принятие и утверждение оспариваемых Правил, которые включают в себя карту градостроительного зонирования " адрес обезличен " и градостроительный регламент зоны Р-2, определяющие виды разрешенного использования расположенных на этой территории земельных участков, не противоречат действующему законодательству. Заявителями не предоставлено доказательств нарушения их прав и законных интересов оспариваемыми положениями Правил.
В соответствии с требованиями вышеуказанных норм действующего законодательства, факт нахождения земельных участков, принадлежащих заявителям на праве собственности, и предназначенных для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства, не является безусловным основанием отнесения этой территории к другой зоне с другими градостроительными регламентами.
В соответствии со ст. 48 Правил виды разрешенного использования земельных участков, установленные нормативными актами органов местного самоуправления и действующие на момент вступления в силу настоящих Правил, являются действительными наравне с установленными в главе 6 настоящих Правил для получения градостроительных планов земельных участков, подготовки проектной документации в случаях, определенных действующим законодательством, получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, при этом учитываются условия для зонирования особыми условиями использования территории (часть 2).
Заявителями не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности получения в установленном порядке градостроительных планов, принадлежащих им на праве собственности земельных участков, необходимых для получения разрешения на строительство.
На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований, заявленных Кузькиным В.В., Ходос Р.В., Шекуновой Е.А., Мальгиновой Г.Ю.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 26 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Кузькина В.В., Ходос Р.В., Шекуновой Е.А., Мальгиновой Г.Ю. по доверенностям Смирнова С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.