судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Самойловой Н.Г.
судей Волковой И.А., Бондаревой Н.И.
при секретаре Слета К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Николаевского района Волгоградской области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности совершить определённые действия по исполнению требований законодательства об организации благоустройства территории поселения и требований пожарной безопасности
по апелляционной жалобе представителя администрации Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области Б.
на решение Николаевского районного суда Волгоградской области от 23 мая 2012 года, которым постановлено:
Исковое заявление прокурора Николаевского района Волгоградской области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности совершить определённые действия по исполнению требований законодательства об организации благоустройства территории поселения и требований пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать администрацию Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства об организации благоустройства территории поселения и требований пожарной безопасности, а именно: у пожарных гидрантов, расположенных "адрес" установить соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); на территории села Левчуновка организовать проведение противопожарной пропаганды и обучение населения; очистить проезд между "адрес" от мусора и горючих отходов.
Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав объяснения прокурора Елансковой Л.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Николаевского района Волгоградской области обратился в суд с иском к администрации Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности совершить определённые действия по исполнению требований законодательства об организации благоустройства территории поселения и требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указал, что при проведении проверки исполнения законодательства о благоустройстве территории Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области и по соблюдению требований пожарной безопасности были выявлены нарушения, которые выразились в следующем: на проезде между "адрес" допускается складирование мусора и горючих отходов, на территории с. Левчуновка не обеспечены первичные меры пожарной безопасности в границах населённого пункта, у пожарных гидрантов, расположенных по "адрес" отсутствуют соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на территории с. Левчуновка не организовано проведение противопожарной пропаганды и обучение населения.
Полагая, что указанные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью жителей Левчуновского сельского поселения в случае возникновения чрезвычайной ситуации, например пожара, прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с указанными исковыми требованиями.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области Б. оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить, полагая, что в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) истец не доказал обстоятельства, на которые он ссылался как на основания своих требований.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Ст. 2 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 года (далее по тексту - Закон о местном самоуправлении) предусмотрено, что благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В п.п. 8, 9 и 19 ч. 1 ст. 14 Закона о местном самоуправлении отражено, что к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п. 10 Правил благоустройства Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области, утверждённых Советом депутатов Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области от 11.08.2009 года N 119/44 (далее по тексту - Правила), контроль за соблюдением норм и требований в сфере внешнего благоустройства и содержания территорий в границах Левчуновского сельского поселения, предусмотренных Правилами, осуществляет администрация сельского поселения.
Положением ст. 37 Федерального закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года N 69-ФЗ (далее по тексту - Закон о пожарной безопасности) предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состояние системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Pyкoвoдитeли организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённые приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 313 от 18.06.2003 года (далее по тексту - Правила пожарной безопасности), устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1); в соответствии Законом о пожарной безопасности федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях (п. 11); территории населённых пунктов и организаций, пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. (п. 21); у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п. 90).
Ч. 1 и ч. 3 ст. 1 Устава Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту - Устав) предусмотрено, что Левчуновское сельское поселение - поселение, в котором местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Административным центром сельского поселения является село Левчуновка.
В ч. 1 ст. 6 Устава к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения, при этом структуру органов местного самоуправления Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области составляют: глава Левчуновского сельского поселения, Совет депутатов Левчуновского сельского поселения, администрация Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области (ч. 1 ст. 22 Устава).
В силу ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 года (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 12 апреля 2012 года прокуратурой Николаевского района Волгоградской области была проведена проверка территории села Левчуновское Николаевского района Волгоградской области на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены нарушения п. 8 и п. 9 ч. 1 ст. 14 Закона о местном самоуправлении и Правил пожарной безопасности, а именно: у пожарных гидрантов, расположенных по "адрес", отсутствуют соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); на территории с. Левчуновка не организовано проведение противопожарной пропаганды и обучение населения; проезд между "адрес" не очищен от мусора и горючих отходов.
Сведений о том, что администрация Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области устранила перечисленные нарушения, в материалах дела не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
При таких данных, принимая во внимание изложенное, а также руководствуясь требованиями приведённых норм права, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что администрацией Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области должным образом не обеспечивается соблюдение требований законодательства об организации благоустройства территории поселения и требований пожарной безопасности, в связи с чем постановил правильное решение об удовлетворении заявленных требований.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что прокурор не имел права обращаться в суд с исковыми требованиями в интересах неопределённого круга лиц, поскольку всех жителей села Левчуновка Николаевского района Волгоградской области можно индивидуализировать, судебной коллегией отклоняется, поскольку указанные требования прокурора не связаны с интересами конкретных жителей, они затрагивают интересы неопределённого круга лиц с учётом миграции граждан, а право прокурора на обращение в суд в интересах неопределённого круга лиц закреплено ст. 45 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент проверки производилась уборка села после зимы и вывоз мусора является текущей деятельностью администрации, который вывозится регулярно, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается поскольку не носит правового характера, а потому не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Также не может быть принят во внимание довод о том, что представитель администрации Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области отсутствовал в судебном заседании в связи с чем был лишён возможности представить доказательства по делу, поскольку в материалах дела содержатся сведения о надлежащем уведомлении администрации Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области о времени и месте судебного разбирательства, однако ответчик своими процессуальными правами не воспользовался и об уважительности причин неявки суд не уведомил.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Николаевского районного суда Волгоградской области от 23 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области Б. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись.
Судьи: подпись.
"......."
"......."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.