судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.
судей Волковой И.А., Бурковской Е.А.
при секретаре Слета К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску С. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части N "..." о понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата, с учётом интересов членов его семьи для переселения по избранному месту жительства
по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Калуженского К.
на решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 04 мая 2012 года, которым постановлено:
Иск С. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, о понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата с учётом интересов членов его семьи, для переселения по избранному месту жительства, удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выдать Государственный жилищный сертификат С., с учётом интересов членов его семьи: С., С., С., для переселения по избранному месту жительства.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в пользу С. расходы по оплате государственной пошлины в сумме по 4 000 (четыре тысячи) рублей, с каждого.
С. в иске к войсковой части N "..." о понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата, с учётом интересов членов его семьи, для переселения по избранному месту жительства, отказать.
Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав объяснения С., его представителя У. и С., возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
С. обратился с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части N "...", в котором просил обязать ответчиков в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выдать на его имя государственный жилищный сертификат для переселения по избранному месту жительства.
Также просил взыскать с ответчиков в свою пользу расходы, понесённые им по оплате помощи представителя в сумме 12 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства С., заявленные исковые требования уточнил и просил суд обязать ответчиков в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выдать на его имя государственный жилищный сертификат с учётом интересов членов его семьи - С., С. и С., для переселения по избранному месту жительства.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации Калуженский С.В. оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая спор по существу, судом первой инстанции установлено, что С. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет выслугу лет в календарном исчислении 20 лет 9 месяцев 5 дней, в льготном исчислении 24 года 7 месяцев, досрочно уволен из рядов Вооруженных Сил в запас по ст. 51 п. 2 п.п. "а", в связи с организационно - штатными мероприятиями, и исключён из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ.
В период с июля 1985 года по январь 1994 года истец проходил службу на Семипалатинском полигоне, проживал со своей семьёй в населённом пункте "адрес". В соответствии со справками, выданными истцу и членам его семьи, они, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" N "..." от ДД.ММ.ГГГГ, имеют право на внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью.
Согласно договора найма служебного жилого помещения N "..." от ДД.ММ.ГГГГ, а также списка распределения служебных жилых помещений по войсковой части N "..." Мариновского гарнизона, С. проживает со своей семьёй в военном городке по адресу: "адрес", в служебной квартире.
Решением жилищной комиссии в/ч N "..." от ДД.ММ.ГГГГ, истец С. был включён в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в избранном месте жительства, как подлежащий отселению из закрытого военного городка, т.е. он был признан нуждающимся в переселении из закрытого военного городка, является участником Федеральной целевой программы "Жилище" (далее по тексту - ФЦП "Жилище") на 2002-2010 годы по 2 категории: "Граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков" и включён, согласно Постановлению Правительства РФ "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" N 153 от 21.03.2006г., в список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов по войсковой части 12852 с составом семьи - четыре человека, что подтверждается справкой в/части 40491-Е (правопреемник в/ч 12852), приложением к списку граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2006 году, 2007 году, 2008 году, 2009 году, 2010 году; списком граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2011 году по войсковой части 21385-А.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - Закон о статусе военнослужащих) N 76-ФЗ от 27.05.1998г. государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населённых пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населённых пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с п. 14 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации N "..." от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшей в период с 1998 года по 2005 год, в том числе в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой она была включена Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. N 675), граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, имели право на получение безвозмездных субсидий за счёт средств федерального бюджета в целях приобретения жилья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005г. N 865 в ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы включена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы", в которой согласно разделу 2 аналогичным образом предусматривалось право на получение социальных выплат за гражданами, подлежащими переселению из закрытых военных городков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы" были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее по тексту - Правила) в рамках реализации данной подпрограммы.
П. "б" п. 5 указанных Правил предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Перечень посёлков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Аналогичное право граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, на получение социальных выплат в виде государственного жилищного сертификата, закреплено в ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N 1050, в п. 2 которого определено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном утверждёнными Правилами.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000г. N 752-Р закрытые военные городки "адрес" включены в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации раздела " Вооруженные Силы Российской Федерации".
На основании распоряжения Правительства РФ от 19.08.2011г. N 1470-Р в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации раздела " Вооруженные Силы Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми закрытые военные городки "адрес" исключены из него, а следовательно утратили статус закрытых военных городков.
Исходя из положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ФЦП "Жилище" на 2011-2015 года, п. 5 Правил основанием, дающим право истцу С. на получение государственного жилищного сертификата по категории "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка, т.е. наличие обязательного, предусмотренного п.п. "б" п. 5 Правил, условия.
Целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населённых пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населённых пунктов.
При этом наличие совокупности предусмотренных нормативными актами условий должно иметь место не только в момент включения в список участников программы, но и в период реализации права.
С момента утраты военным городком "адрес" статуса закрытого военного городка, отпало условие, при наличии которого у С. имелось право на получение субсидии в виде государственного жилищного сертификата для переселения.
Истец перестал отвечать установленным законодательством условиям для предоставления ему и членам его семьи мер социальной поддержки на переселение по категории "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", а, следовательно, подлежал исключению из состава участников ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы по данной категорииом ты ский закрытого военного городка N "..." п. ирующем порядок и.
В отсутствии правовых оснований для отселения С. и членов его семьи из военного городка "адрес" не имеет значения дата его обращения с заявлением на получение государственного жилищного сертификата и включения в список граждан участников программы по переселению из закрытых военных городков, длительность участия в программе, поскольку наличие необходимых условий и оснований, установленных нормативными актами, для получения государственного жилищного сертификата должно иметь место и на момент реализации такого права.
Законодательные акты, регламентирующие порядок обеспечения государственного жилищного сертификата граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают возможности сохранения за участниками программы их права на получение государственного жилищного сертификата в случае утраты военным городком статуса закрытого военного городка.
Принимая по внимание изложенное, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и вынести новое решение об отказе С. в удовлетворении исковых требований.
Поскольку в удовлетворении исковых требований С. отказано, следовательно, у него в силу ст. ст. 98, 100 ГПК РФ право на возмещение понесённых им расходов, связанных с оплатой услуг представителя не возникло, в связи с чем в указанной части исковых требований ему также надлежит отказать.
Довод истца, содержащийся в возражениях на апелляционную жалобу о том, что в любой момент его и членов его семьи могут выселить из жилого помещения без предоставления другой жилой площади, поскольку его трудовые отношения с войсковой частью прекращены, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как указанный довод носит характер предположения и из материалов дела не усматривается, что в отношении истца заявлены требования о выселении.
Также судебной коллегией не принимается довод истца, содержащийся в возражениях на апелляционную жалобу о том, что он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующими учётными нормами, поскольку материалами дела подтверждается и не оспаривается самим истцом, что решением жилищной комиссии он включён в состав участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата как подлежащий переселению из закрытого военного городка, при этом указанные основания по своей природе не является тождественными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 04 мая 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска С. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части N "..." о признании действий ответчиков по лишению С. права на получение государственного жилищного сертификата, о понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата с учётом интересов членов его семьи, для переселения по избранному месту жительства и взыскании расходов на оплату услуг представителя - отказать.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
"......."
"......."
"......."
"......."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.