судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.
судей Тертышной В.В. и Самойловой Н.Г.
при секретаре Слета К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску К. к Государственному Казенному Учреждению Волгоградской области "Центр занятости населения города Михайловки" об отмене приказа о прекращении предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного
по апелляционной жалобе директора Государственного Казенного Учреждения Волгоградской области "Центр занятости населения города Михайловки" С.
на решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 19 апреля 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования К. - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить приказ N "..." ГКУ ЦНЗ г.Михайловка Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного К..
Взыскать с ГКУ ЦНЗ г.Михайловка Волгоградской области в пользу К. расходы по оплате государственной пошлины в размере ".......".
Заслушав доклад судьи Тертышной В.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в суд с иском к ГКУ Центр занятости населения г.Михайловка об отмене приказа N "..." ГКУ ЦЗН г.Михайловка Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве безработного, прекращении выплаты пособия по безработице.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он признан безработным с выплатой пособия по безработице в размере ".......". Приказом от ДД.ММ.ГГГГ выплата пособия ему была прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 35 Закона РФ "О занятости населения".
Считал данный приказ незаконным и подлежащим отмене, поскольку ни одно из условий, указанных в п. 2 ст.35 Закона РФ "О занятости населения", не является основанием для снятия его с учета.
Он проживал и был зарегистрирован по адресу: "адрес". Указанный адрес является его местом жительства, несмотря на то, что из-за семейных проблем, он вынужден был ДД.ММ.ГГГГ сняться с регистрационного учета по данному адресу и встать на временный учет по этому же адресу сроком на 6 месяцев.
В качестве уточнения исковых требований указал, что другого места жительства он не имеет, постоянно проживал и проживает в настоящее время по "адрес".
Просил признать незаконным и отменить приказ N "..." ГКУ ЦНЗ г.Михайловка Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с регистрационного учета в качестве безработного К. и взыскать с ГКУ ЦНЗ г.Михайловка Волгоградской области в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе директор Государственного Казенного Учреждения Волгоградской области "Центр занятости населения города Михайловки" С. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы (статья 7 часть 2; статья 37 часть 3; статья 39 часть 2). В силу указанных конституционных положений правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом.
Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по определению параметров государственной защиты от безработицы, определил в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" механизм назначения и выплаты пособия по безработице, учитывая при этом, помимо прочего, целевое назначение данной меры социальной поддержки безработных граждан, которое состоит в том, чтобы предоставить им временный источник средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, сократить период безработицы, стимулировать безработного к активному поиску работы и предотвращать необоснованные отказы от нее.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации".
Пунктом 3 ст. 3 ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
В статье 2 ФЗ "О занятости населения в РФ" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми, к ним относятся граждане:
- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);
-зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);
-занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
-выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
-избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
-проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
-проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);
-временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
-являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;
-являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В статье 2 указанного Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что К. ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, в котором указал место своего жительства: "адрес".
Приказом КТЗН АВО от ДД.ММ.ГГГГ N "..." К. признан безработным, ему назначено пособие по безработице на 6 месяцев: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ К. снят с учета в качестве безработного с прекращением выплаты пособия по безработице.
Согласно данным паспорта К. он был зарегистрирован по "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован по месту пребывания по указанному выше адресу на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством N "..." о регистрации по месту пребывания.
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
Удовлетворяя требования о признании незаконным и отмене приказа N "..." ГКУ ЦЗН г. Михайловка Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что на момент издания оспариваемого приказа заявитель не относился ни к одной категории граждан, указанных в статье 2 ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации".
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином прав и свобод.
Судебная коллегия считает верным вывод суда об отмене оспариваемого приказа, поскольку он не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя.
Данный вывод основан на доказательствах, которым судом была дана надлежащая оценка по правилам статей 56, 67 ГПК РФ, мотивирован и подробно изложен в решении суда, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что назначение и выплата пособия по безработице производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту жительства, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку согласно статье 20 ГК РФ местом жительства признается место постоянного или преимущественного проживания гражданина. Заявитель имеет временную регистрацию по адресу прежнего места жительства.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, влекущих отмену решения суда, а потому не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным доказательствам и постановил правильное по существу решение, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 19 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора Государственного Казенного Учреждения Волгоградской области "Центр занятости населения города Михайловки" С. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
"......."
"......."
"......."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.