Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего Мун Г.И.
судей Кравцовой Е.В., Жабиной Н.А.
при секретаре Чернове И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе З.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 20 апреля 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований З. к администрации г.Волгограда о восстановлении срока для постановки на учет в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в единый список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, а также о возложении обязанности предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав З. и ее представителя М., действующего на основании ордера N 010653 от 01 августа 2012 года, поддержавших доводы жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
З. обратилась в суд с иском к администрации Волгограда о возложении обязанности выделить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма, указав в обоснование своих требований, что она является ребенком, оставшимся без попечения родителей, соответственно на нее распространяются гарантии Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей" и она имеет право на внеочередное предоставление от органов исполнительной власти жилого помещения по договору социального найма. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в местах лишения свободы, в связи с чем, в возрасте до 23 лет не встала на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу ее неграмотности и нахождения в местах лишения свободы органами исполнительной власти до настоящего времени ей не предоставлено жилое помещение. О нарушении своих прав она узнала позже, после чего обратилась в администрацию г.Волгограда, на что ей было обещано предоставление жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Однако, до настоящего времени никакого жилья ей не предоставлено, в связи с чем она вынуждена проживать в съемном жилом помещении. Истец просит обязать администрацию Волгограда выделить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
В ходе судебного разбирательства в порядке ст. 39 ГПК РФ истец уточнила исковые требования, в своем заявлении просит восстановить ей срок для постановки на учет в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, обязать администрацию Волгограда поставить ее на учет в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, обязать администрацию Волгограда предоставить ей по договору социального найма благоустроенное жилое помещение размером не менее 18 кв.метров общей площади.
Суд постановил указанное выше решение.?
В апелляционной жалобе З. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит его отменить.
В суд апелляционной инстанции Администрация Волгограда своего представителя не направила, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 названного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью для данной категории лиц будет реализована только после предоставления жилого помещения.
В силу п. 3.1 ст. 14 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 года N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не вставшие (не поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавшие по независящим от них причинам право на жилое помещение, обеспечиваются жилым помещением в порядке, определенном органами местного самоуправления муниципального района или городского округа.
Вместе с тем, такого порядка на момент разрешения спора не установлено, а по смыслу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и находящегося во взаимосвязи с нею п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на внеочередное получение жилых помещений имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения.
По смыслу ч. 1 ст. 52 ЖК Российской Федерации условие о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждено, что З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения исполнительного комитета Дзержинского районного совета народных депутатов г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ была определена в "......." детский дом "адрес", в 1985 году переведена в детский дом "адрес", по достижении совершеннолетия продолжила обучение в дошкольном педагогическом училище "адрес".
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ З. отбывала наказание в местах лишения свободы.
ДД.ММ.ГГГГ истица достигла 23 лет.
В Управление по жилищной политике администрации Волгограда по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в жилых помещениях в муниципальных общежитиях Волгограда и предоставлении комнаты в муниципальном общежитии Волгограда она обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
В период 2009-2011 года Управлением по жилищной политике администрации Волгограда велась переписка с З. по вопросу предоставления жилого помещения маневренного фонда.
В установленном законом порядке с предоставлением документов, подтверждающих статус лица, оставшегося без попечения родителей, а также факт нуждаемости, истец не обращалась, соответственно постановления о постановке ее на учет либо об отказе в этом не принималось.
При таких данных суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истицы о предоставлении ей жилого помещения на условиях социального найма в рамках реализации гарантий, предусмотренных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также как и для восстановления срока постановки на учет в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38, ч 1).
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый ст. 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Как следует из материалов дела, истица не представила суду доказательств самого факта нуждаемости в жилье как до достижения 23 лет, так и на момент обращения в суд с соответствующими требованиями.
Наличие нуждаемости в жилье и постановки на соответствующий учет является необходимым условием последующего предоставления по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилом фонде. В материалах дела также отсутствуют юридически значимые препятствия к подаче документов для постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Кроме того, на момент возникновения у истца права получения мер социальной поддержки действовал Жилищный кодекс РСФСР.
Согласно ст. 33 кодекса жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
В силу п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Пунктом 3 ст. 60 ЖК РСФСР было предусмотрено, что в случае, если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.
Пункт 31 постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 31 июля 1987 года N 872 также устанавливал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (а также дети, находившиеся под опекой или попечительством), по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в среднем профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" были утверждены Примерные Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, в соответствии с которыми для принятия на учет граждане должны были подать заявление с приложением необходимых документов. При принятии решения о постановке на учет граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включались в отдельные списки на предоставление жилой площади.
Таким образом, постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений вне очереди носила заявительный характер, учет таких граждан осуществлялся по отдельным спискам.
Между тем, из материалов дела следует, что З. с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по окончании пребывания в детском учреждении и впоследствии, либо о внеочередном предоставлении жилого помещения не обращалась.
В настоящее время истец достигла возраста 34 лет и утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, а соответственно и право на социальную поддержку от государства по этому основанию, в том числе и право на внеочередное получение жилья.
Убеждения З. в том, что она лишена прав на жилище по вине администрации детского дома, уклонившегося от исполнения обязанности по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилье при наличии статуса ребенка из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, несостоятельны. Как было указано выше право состоять на учете ограничено достижением заявителем 23-летнего возраста. Обязательства детского дома, в котором она воспитывалась, прекращены с достижением истцом совершеннолетия, то есть в 1996 году. На протяжении оставшихся 5 лет до достижения 23-летнего возраста истец не была лишена самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки ее на учет в качестве нуждающейся, однако данного права не реализовала.
С учетом вышеизложенного доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене решения суда.
При этом истец не лишена права быть признанной нуждающейся в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), так и на основании пп. 2 - 4 ч. 1 ст. 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 20 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу З. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.