Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.
судей Кравцовой Е.В., Жабиной Н.А.
при секретаре Чернове И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П., Т. к администрации Волгоградской области и Министерству обороны РФ о признании права на улучшение жилищных условий
по апелляционной жалобе представителя П., Т. - М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 03 апреля 2012 года, которым исковые требования П. и Т. к администрации Волгоградской области и Министерству обороны РФ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение в размере не менее 36 кв. м. на территории "адрес" вблизи развитой инфраструктуры оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав представителя П.: С.И.; Т.В. - М., действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы жалобы, возражения по ним представителя Правительства Волгоградской области _ А., действующего на основании доверенности, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П. С.И., П. Т.В. обратились в суд с иском к администрации Волгоградской области и Министерству обороны РФ о признании права на улучшение жилищных условий, возложении обязанности по обеспечению благоустроенного жилого помещения.
Свои требования мотивируют тем, что они являются родителями рядового И., погибшего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении воинского долга в боевых действиях в Республике Чечня, инвалидами 2 группы бессрочно. Вступившим в законную силу решением суда они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Во исполнение указанного решения суда администрацией Октябрьского района Волгоградской области они, как члены семьи погибшего ветерана боевых действий, поставлены на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако по причине отсутствия механизма регулирования норм закона, предусматривающих улучшение жилищных условий (предоставления жилого помещения) членам семьи погибших ветеранов боевых действий, проходивших службу по призыву, ответчики отказывают им в реализации жилищного права. В связи с тем, что в селе Жуково-1 по месту их жительства отсутствует возможность улучшить жилищные условия, просят суд обязать ответчиков предоставить благоустроенное жилое помещение в размере не менее 36 кв. м. на территории Волгоградской области вблизи развитой инфраструктуры.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель П. С.И., П. Т.В. - М. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В заседание суда апелляционной инстанции истцы П.: И.С., Т.В. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в деле участвует их представитель М., в связи с чем Судебная коллегия рассматривает дело в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона N5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" (далее - Закона) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 23.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 2).
В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 23.2 Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
При этом статьей 23.2 Закона также предусмотрено, что по письменным заявлениям указанных в подп. 2 п. 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 3.1).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подп. 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подп. 3 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11.1).
Во исполнение указанного закона пунктом 1 Постановления администрации Волгоградской области от 10 августа 2009 года N 301-п "О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета" установлено, что реализация мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Волгоградской области, осуществляется по их выбору в форме: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений; предоставления жилых помещений на праве собственности; предоставления жилых помещений по договору социального найма.
Пунктом 3 этого же Постановления администрации Волгоградской области от 10 августа 2009 года N 301-п Комитет по строительству и жилищно -коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области определен уполномоченным органом по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений, предоставлению жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета; Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области - органом, ответственным за формирование сводного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет, обладающих правом на меры социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ " О ветеранах".
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; - проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно чч. 1, 3-5 ст. 54 ЖК РФ, ст. 6 Закона Волгоградской области от 01 декабря 2005 года N1125-ОД жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 Постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 15 июня 2005 годда N 19/342 установлена учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в размере не более 11 кв. метров общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи несколько жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех имеющихся в собственности или на праве пользования по договору социального найма помещений не противоречит Конституции РФ, направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции РФ принципа равенства, о чем указал Конституционный Суд РФ в Определении от 28 мая 2009 года N 604- О - О.
В соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" за членами семей военнослужащих, погибших в период военной службы?сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом которое они приобрели до гибели военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы. В соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" уполномоченные органы Министерства обороны РФ выполняют функции по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.
Форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации Волгоградской области от 14 сентября 2009 года N 334-п "О форме и порядке реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета" (далее - Порядок) установлено, что предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, осуществляется в пределах средств, поступивших в виде субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в форме социальной выплаты, которая предоставляется только один раз.
В соответствии с п. 1 указанного Порядка право на получение социальной выплаты имеют ветераны боевых действий, проживающие на территории Волгоградской области и вставшие на учет до 01 января 2005 года.
Согласно п. 9 Порядка на органы местного самоуправления возложены обязанности по приему от граждан заявлений и документов, а также совместно с территориальными управлениями Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области ежегодно до 30 декабря текущего года формировании и направлении в Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., обладающих правом на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Уполномоченный орган до 1 марта текущего года формирует и утверждает Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, обладающих правом на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", изъявивших желание получить социальную выплату в очередном финансовом году.
В течение 10 рабочих дней со дня утверждения Сводного списка граждан, желающих получить социальную выплату, направляет органам местного самоуправления выписки из названного Сводного списка.
Сводный список граждан, обладающих правом на улучшение жилищных условий, и Сводный список граждан, желающих получить социальную выплату, формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в один и тот же день, указываются в Сводном списке в алфавитном порядке (п. 11 Порядка).
На основании полученных выписок органы местного самоуправления в течение 10 рабочих дней представляют в Уполномоченный орган учетные дела граждан - получателей социальной выплаты (п. 12 Порядка).
Материалами дела подтверждено, что истцы являются родителями рядового И., погибшего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении воинского долга в боевых действиях в "адрес".
П. С.И. и П. Т.В. являются инвалидами 2 группы бессрочно. Проживают в доме, площадью "......." собственником которого является П. В.С., в селе "адрес".
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда Волгоградской области от 21 апреля 2010 года истцы были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Во исполнение указанного решения суда администрацией Октябрьского района Волгоградской области они как члены семьи погибшего ветерана боевых действий поставлены на внеочередной учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Министерства обороны РФ и Администрации Волгоградской области полномочий по представлению жилых помещений родителям погибшего военнослужащего, а поскольку истцы на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года не состояли, правом на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не обладают, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Администрация Волгоградской области не является уполномоченным органом по утверждению Сводного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, обладающих правом на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Доводы апелляционной жалобы о наличии у истцов права быть обеспеченными администрацией Волгоградской области жильем аналогичны изложенным в иске, получили надлежащую правовую оценку, не согласится с которой судебная коллегия оснований не нашла.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Признание граждан нуждающимися в жилье является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма. Для постановки на учет необходимы документы, подтверждающие право гражданина на признание его нуждающимся в жилье.
Предусмотренные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" граждане имеют право на получение жилья по договору социального найма, если они нуждаются в жилых помещениях. Основания признания исчерпывающе изложены в ст. 51 ЖК РФ.
Материалами дела достоверно подтверждено, что на учет в качестве нуждающихся в жилье истцы поставлены администрацией Ковалевского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области с 09 июля 2009 года, ввиду чего подлежат обеспечению жильем в установленном жилищным законодательством порядке органом, осуществившим их учет. Правовых оснований для исполнения данного обязательства администрацией Волгоградской области не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 03 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя П., Т. - М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.