Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Василенко С.К.
судей Козловской Е.В., Кравцовой Е.В.
при секретаре Маренковой В.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда, апелляционной жалобе К. в лице представителя В. на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 марта 2012 года, которым частично удовлетворены исковые требования прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда в интересах К. к администрации г. Волгограда о понуждении к предоставлению жилого помещения. На администрацию Волгограда пвозлоена обязанность предоставить Княжеву Василию Альбертовичу вне очереди жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, в г. Волгограде площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, из расчета жилой площади на одного человека. В остальной части иска прокурору отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Козловской Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда обратился в суд в интересах К. с иском к администрации г. Волгограда о понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма в г. Волгограде площадью не ниже установленных социальных норм, с учетом наличия у него супруги и пятерых несовершеннолетних детей, мотивируя тем, что К. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В связи с тем, что администрация Волгограда уклоняется от исполнения обязанности по внеочередному предоставлению истцу жилого помещения, прокурор просил обязать администрацию г. Волгограда предоставить К. жилое помещение по договору социального найма в г. Волгограде площадью не ниже установленных социальных норм на состав семьи семь человек с учетом наличия супруги и пятерых несовершеннолетних детей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда и в апелляционной жалобе К. в лице представителя В.оспаривают законность и обоснованность решения суда ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения судом норм материального и процессуального права, просят его отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления и апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Дружинину И.А., истца К.,поддержавших доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, представителя ответчика администрации Волгограда - Т.возражавшую против доводов жалобы и представления, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке
Право лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями закреплено пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Законом Волгоградской области от 15.12.2005 N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области".
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
Данное положение содержится и в п. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 г. N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области", в которой предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
Для получения жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей (как и иным лицам), необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 4. Закона Волгоградской области от 01.12.2005 N 1125-ОД (ред. от 25.11.2011) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области" (принят Волгоградской областной Думой 20.10.2005) нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с абзацем 2 п.1 ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм".
Как следует из материалов дела, К. (ранее Гирфанов) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать, Княжева С.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец Г. был лишен родительских прав на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетний К. передан на попечение о отдел опеки и попечительства. До ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении в МОУ "Детский дом "адрес"".
Постановлением Администрации Волгограда N "..." от ДД.ММ.ГГГГ К. (Гирфанов) В.А., как относящийся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения.
Как следует из временного разрешения на вселение Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N "..."-в, К. вселен в жилое помещение муниципального маневренного жилищного фонда, а именно комнату N "..." по "адрес" в качестве временного жильца на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
При таких данных, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к верному выводу о том, что Княжев А.В., являясь лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем по договору социального найма не обеспечен в связи, с чем имеет право на внеочередное получение жилья.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части отказа возложения обязанности по предоставлению Княжеву А.В. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке составом семьи 6 человек, с учетом наличия у него пятерых несовершеннолетних детей, и полагает постановленное судом решение в указанной части подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Указанным требованиям решение суда в части отказа возложения обязанности по предоставлению Княжеву А.В. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке составом семьи 6 человек не отвечает, ввиду неправильного применения норм материального права, что в силу ч.1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Отказывая в удовлетворении требования прокурора в интересах К., суд первой инстанции исходил из того, что Преамбула Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет соответствующие объемы необходимого финансирования и не предполагает распространения общих норм Жилищного кодекса Российской Федерации и областного законодательства о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам, урегулированные специальным законом.
Судебная коллегия согласиться с правильностью такого суждения не может по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 11 мая 2011 года N 43-Г11-9, отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), являются по своей правовой природе жилищными правоотношениями, следовательно, на них не могут не распространяться общие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3,4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и иным определенным федеральным законодательством.
Действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ).
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения не предусматривает.
Как следует из содержания Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1203, из федерального бюджета на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии.
Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв. метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади с учетом членов семьи при наличии таковых (пункт 6 Правил).
Из материалов дела следует, что К., состоящий браке с Я., имеет на иждивении пятерых несовершеннолетних детей: В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Княжеву С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Княжеву А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно сообщению УФСГС кадастра и картографии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ о зарегистрированных правах на недвижимое имущество К., Я., В.С., Княжевой С.В., Княжевой А.В., Н., Княжевой А.В. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущества и сделок с ним сведения зарегистрированных правах на недвижимое имущество отсутствуют.
Таким образом, принимая во внимание позицию Верховного суда РФ изложенную в определении от 11 мая 2011 г. N 43-Г11-9, которым признано недействующим с момента вступления в силу решения суда последнее предложение части 2 статьи 4 Закона Удмуртской Республики от 6 марта 2007 г. N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей": "при расчете норм предоставления жилой площади детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитывается", на администрацию Волгограда следует возложить обязанность по обеспечению К. жилым помещением по договору социального найма в г. Волгограде площадью не ниже установленных социальным норме на состав семьи - шесть человек, то есть с учетом с учетом наличия у него несовершеннолетних детей: В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Княжева С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Княжева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Княжева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
При этом доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, о наличии права К. на обеспечение жилым помещением исходя из состава семьи семь человек, с учетом его супруги Я., не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку как усматривается из материалов дела Я. обеспечена жильем по месту регистрации, по адресу: "адрес"
При таких обстоятельствах, решение суда в части отказа прокурору в интересах К. подлежит отмене в части с вынесением нового решения о возложении на администрацию Волгограда обязанности по предоставлению К. вне очереди жилого помещения на состав семьи 6 человек, с учетом несовершеннолетних детей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 марта 2012 года отменить в части отказа прокурору Тракторозаводского района г.Волгограда в интересах К. в предоставлении жилого помещения на состав семьи из шести человек, вынести в этой части новое решение, которым исковые требования прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда в интересах К. к администрации г. Волгограда о понуждении к предоставлению жилого помещения с учетом наличия у него несовершеннолетних детей: В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Княжевой С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Княжевой А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения удовлетворить.
Обязать администрацию Волгограда предоставить К. вне очереди жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, в г. Волгограде площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, из расчета жилой площади на шестерых человек.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда, апелляционную жалобу К. в лице представителя В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.