судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.,
судей Бондаревой Н.И., Сукачева Д.Ю.,
при секретаре Алексеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Бондаревой Н.И.
гражданское дело по представлению прокурора прокуратуры "......." района Волгоградской области Х
на решение "......." районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым возложена обязанность на администрацию "......." муниципального района в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "......." района Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту интересов О к администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
Заявленные требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка деятельности администрации "......." по исполнению требований Жилищного кодекса РФ в части внеочередного предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В результате проверки установлено, что О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей. Постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "..." он был определён в детское государственное учреждение, за ним было закреплено жильё по "адрес". Постановлением главы городского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "..." О признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории городского поселения "адрес". О после "......." поступил в "......."", где обучается на дневном отделении, находится на полном государственном обеспечении. Учебное заведение окончит ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени жилое помещение администрацией Палласовского муниципального района ему не представлено.
Просит суд обязать администрацию "адрес" вне очереди обеспечить О жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор прокуратуры "адрес" Х оспаривает постановленное судом решение в части определения судом шестимесячного срока для исполнения решения суда, поскольку считает, что установление данного срока не основано на законе.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия полагает постановленное судом решение подлежащим изменению в части установления срока для исполнения судебного постановления.
В остальной части судом постановлено решение в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Разрешив спор по существу, суд установил, что О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей. Постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "..." О был определён в детское государственное учреждение. За ним было закреплено жильё по "адрес". Постановлением главы городского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "..." О признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории городского поселения "адрес".
Срок окончания О "......."" ДД.ММ.ГГГГ.
Право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма возникло у О в ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени администрацией "......." муниципального района Волгоградской области жилым помещением он не обеспечен.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Данной позиции корреспондирует абз. 2, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в котором также указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, частью 3 статьи 57 ЖК РФ установлено, что гражданам,
состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на
основании решений органа местного самоуправления.
На основании ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации. Указанные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", закреплённые также и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизированы в жилищном законодательстве.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", во взаимосвязи с другими приведёнными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом, учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется и устанавливается Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и является обязательным во всех случаях.
Условия наделения органов местной власти на территории Волгоградской области соответствующими полномочиями были соблюдены с учётом требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - 15 декабря 2005 года был принят Закон Волгоградской области N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области", определяющий общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области.
Как следует из п. 2 ст. 4 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
При указанных данных, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение в части понуждения администрации "......." муниципального района Волгоградской области предоставить О жилое помещение по установленным нормам.
Вместе с тем, судебная коллегия находит неверным решение суда в части установления шестимесячного срока со дня вступления решения суда в законную силу для предоставления О жилого помещения, поскольку дети-сиротыподлежат обеспечению жильём во внеочередном порядке.
Перечисленные выше нормы не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очерёдности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
При таких данных, судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить, исключив из резолютивной и мотивировочной частейрешения указание на срок обеспечения О жилым помещением в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Палласовского районного суда Волгоградской области от 3 апреля 2012 года изменить, исключив из резолютивной и мотивировочной его частей указание на срок обеспечения О жилым помещением в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.