судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.,
судей Бондаревой Н.И., Куратовой Л.В.,
при секретаре Алексеевой И.В.,
с участием прокурора прокуратуры Волгоградской области Мещеряковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Бондаревой Н.И.
гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации Ольховского муниципального района С
на решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 5 апреля 2012 года,
которым возложена обязанность на администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу предоставить К, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населённому пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории Ольховского района Волгоградской области.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ольховского района Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту интересов К к администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
Заявленные требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению К по вопросу предоставления жилого помещения. Установлено, что отец истца К умер ДД.ММ.ГГГГ, мать истца С также умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 3 постановления главы администрации Ольховского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "..." за К было закреплено право собственности "......." по адресу: "адрес", "адрес". Вместе с тем, на основании акта обследования закреплённого за К жилья от ДД.ММ.ГГГГ за N "..." указанное жилое помещение находится в аварийном состоянии. В связи с непригодностью для проживания закреплённого за К жилого помещения на основании постановления администрации Ольховского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N "..." К поставлен на регистрационный учёт для внеочередного получения жилья. ДД.ММ.ГГГГ К окончил "адрес" Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение администрацией Ольховского муниципального района ему не предоставлено.
Просит суд обязать администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области вне очереди предоставить К, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населённому пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории Ольховского района Волгоградской области.
ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании помощник прокурора уточнила заявленные требования, просила исключить из требований внеочерёдность предоставления истцу жилого помещения, включив в требования предоставление истцу жилого помещения в течение установленного судом срока.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации Ольховского муниципального района С оспаривает постановленное судом решение в части определения судом шестимесячного срока для исполнения решения суда, поскольку считает, что для его исполнения необходим более длительный период времени.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда, заслушав прокурора прокуратуры Волгоградской области Мещерякову Л.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает постановленное судом решение подлежащим изменению в части установления срока для исполнения судебного постановления.
В остальной части судом постановлено решение в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Разрешив спор по существу, суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, окончил "адрес"
Отец истца К умер ДД.ММ.ГГГГ, мать С умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3 постановления главы администрации Ольховского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "..." за К было закреплено право собственности на "......." по адресу: "адрес". Вместе с тем, на основании акта обследования жилого помещения, закреплённого за К от ДД.ММ.ГГГГ за N "...", указанное жилое помещение находится в аварийном состоянии. В связи с непригодностью для проживания закреплённого за К жилого помещения на основании постановления администрации Ольховского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N "..." К поставлен на регистрационный учёт для внеочередного получения жилья.
До настоящего времени администрацией Ольховского муниципального района Волгоградской области жилым помещением он не обеспечен.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Данной позиции корреспондирует абз. 2, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в котором также указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, частью 3 статьи 57 ЖК РФ установлено, что гражданам,
состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на
основании решений органа местного самоуправления.
На основании ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Указанные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", закреплённые также и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизированы в жилищном законодательстве.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", во взаимосвязи с другими приведёнными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом, учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется и устанавливается Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и является обязательным во всех случаях.
Условия наделения органов местной власти на территории Волгоградской области соответствующими полномочиями были соблюдены с учётом требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - 15 декабря 2005 года был принят Закон Волгоградской области N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области", определяющий общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области.
Как следует из п. 2 ст. 4 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
При указанных данных, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение в части понуждении администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области предоставить К жилое помещение по установленным нормам.
Вместе с тем, судебная коллегия находит неверным решение суда в части установления шестимесячного срока со дня вступления решения суда в законную силу для предоставления К жилого помещения, поскольку дети-сиротыподлежат обеспечению жильём во внеочередном порядке.
Перечисленные выше нормы не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очерёдности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
При таких данных, судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить, исключив из резолютивной и мотивировочной частейрешения указание на срок обеспечения К жилым помещением в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 5 апреля 2012 года изменить, исключив из резолютивной и мотивировочной его частей указание на срок обеспечения К жилым помещением в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области С - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.