Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Сидоренко О.В.
Судей Жиляевой О.И., Баташевой М.В.
При секретаре Филимоновой В.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по апелляционной жалобе Воронина В.Е. на решение Тацинского районного суда Ростовской области от 10.05.2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Воронин В.Е. обратился в суд с иском к УСЗН Тацинского района Ростовской области о взыскании компенсации в размере "?" руб.
В обоснование заявленного иска истец указал, что является инвалидом 2-й группы по общему заболеванию.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ "О ветеранах" он имеет право на обеспечение бесплатным транспортным средством.
Истец неоднократно, начиная с 2004 года, обращался как к ответчику, так и в другие инстанции, в частности, в Министерство труда и социального развития Ростовской области, с требованиями о предоставлении ему транспортного средства, однако, ему отказывалось.
Считая отказ в предоставлении транспортного средства либо в выплате единовременной компенсации взамен транспортного средства, истец и обратился в суд с настоящим иском.
Решением Тацинского районного суда Ростовской области от 10.05.2012 года в удовлетворении исковых требований Воронину В.Е. отказано.
С решением суда Воронин В.Е. не согласился и обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование несогласия с решением суда апеллянт указывает, что отказывая в удовлетворении иска, суд 1-й инстанции исходил из того, что в период с 1998 году по январь 2005 года истцу направление на ВТЭК для получения заключения о нуждаемости в обеспечении транспортным средством не выдавалось; с заявлением и медицинским заключением о нуждаемости в обеспечении транспортным средством к ответчику не обращался.
Однако, судом 1-й инстанции не учтено, что за заключением о нуждаемости в обеспечении транспортным средством апеллянт обращался во ВТЭК самостоятельно, что в данном случае допускается, а отсутствие заявления у ответчика объясняется многочисленными отказами в его принятии со ссылкой на отсутствие права на обеспечение транспортным средством.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит установленных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене оспариваемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения истца в суд с настоящим иском послужило, по его мнению, допущенное ответчиком нарушение его прав на бесплатное получение специального транспортного средства.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действующими до 1 января 2005 года пунктом 19 части 1 ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года) инвалиды имели право на первоочередное предоставление бесплатно или на льготных условиях в пользование транспортного средства при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к его вождению. Порядок и условия предоставления автотранспортных средств и выплаты компенсации стоимости транспортных расходов определялись Правительством Российской Федерации.
Расходы на обеспечение транспортными средствами или на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства (выплату денежной компенсации) подлежали возмещению за счет средств федерального бюджета согласно подпункту "д" пункта 1 части 1 ст. 10 указанного выше Закона.
Обеспечение инвалидов спецавтотранспортом осуществлялось в строгом соответствии с Перечнями медицинских показаний на получение инвалидами спецавтотранспорта, утверждёнными Министерством здравоохранения СССР в 1969 и 1970 годах, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.1992 N 356 "О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах", Инструкцией о порядке продажи инвалидам легковых автомобилей, утверждённой Постановлением Совмина РФ от 22.02.1993 года N 156, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
В связи с принятием Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации.. .", с 1 января 2005 отдельные статьи федеральных законов, в том числе, касающиеся предоставления инвалидам автомобилей, а также их замены, утратили силу, и предоставлявшиеся ранее натуральные льготы, в том числе по обеспечению транспортными средствами, заменены законодателем в рамках перехода к новой системе социальной поддержки населения на денежные выплаты. В связи с чем, органами социальной защиты населения с указанной даты постановка на учет граждан нуждающихся в предоставлении специального транспорта, не осуществляется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 15 утвержден Перечень утративших силу с 03.02.2008 актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации, по вопросам, связанным с обеспечением инвалидов транспортными средствами.
Статья 153 указанного Закона в рамках длящихся правоотношений предусматривает предоставление гражданам тех льгот и гарантий, право на получение которых у них возникло до 1 января 2005 года. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации..." также разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно письму Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию от 26.01.2005 N10-11/08-647 Министерством труда и социального развития Ростовской области 04.02.2005 направлен поименный список инвалидов, имеющих право на получение автотранспорта по состоянию на 01.01.2005 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N561 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами" (действовавшим до 30.09.2008 г.) предусмотрено, что транспортные средства - легковые автомобили предоставляются бесплатно за счет средств федерального бюджета инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, а также участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), имеющим медицинские показания на бесплатное получение автомобилей и впервые постановленным до 1 января 2005 органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет в целях обеспечения транспортными средствами в соответствии с действовавшими до указанной даты законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Указом Президента РФ от 06.05.2008г. N685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" Правительству Российской Федерации поручено осуществить меры по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые на 1 января 2005 состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями: в 2008-2009 годы - обеспечить инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, граждан, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалидов из числа реабилитированных лиц бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100.000 рублей, а инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам взамен предоставления легкового автомобиля выплатить единовременную денежную компенсацию в размере 100.000 рублей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2008 N 685, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 670 утверждены Правила предоставления легковых автомобилей за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 01 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями и Правила выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 01 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.
Постановка на учет инвалидов после 01 января 2005 года действующим законодательством не предусмотрена. Каких-либо решений о предоставлении автотранспорта инвалидам и участникам Великой Отечественной войны только по факту установленного статуса на федеральном уровне не принималось.
Отказывая истцу в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенным законодательством и исходил из того, что в ходе судебного разбирательства истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, с бесспорной очевидностью подтверждающих то обстоятельство, что он состоял на учете в органах социальной защиты населения Тацинского района Ростовской области как лицо, имеющее медицинские показания для обеспечения транспортными средствами на 01.01.2005 г.
Давая в порядке ст. 67 ГПК РФ оценку представленным в ходе судебного разбирательства журналам направлений на ВТЭК для получения заключения о нуждаемости в обеспечении транспортными средствами за период с 1998 г. по 01.01.2005 г. и регистрации транспортных дел за период с 2003 г. по 01.01.2005 г. суд установил, что ответчик не выдавал истцу направление на ВТЭК для получения заключения о нуждаемости в обеспечении транспортными средствами и истец не обращался к ответчику с заявлением и медицинским заключением о нуждаемости в обеспечении транспортным средством.
При таких обстоятельствах доводы истца о том, что он обращался во ВТЭК самостоятельно, являются несостоятельными, поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что он до 01 января 2005 года состоял в очереди на обеспечение специальными транспортными средствами.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что основания для обеспечения Воронина В.Е. автомобилем отсутствовали на 01.01.2005 г., ввиду чего его исковые требования о признании права на компенсацию в размере "?" рублей не подлежат удовлетворению.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правильно определил круг значимых для дела обстоятельств, верно применил нормы материального права, регулирующие возникшие по делу правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тацинского районного суда Ростовской области от 10 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронина В.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.