Решение Дубненского городского суда Московской области от 20 июня 2012 г.
(Извлечение)
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре Кузнецовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фнфеловой Н.Ю. к Администрации г. Дубны о признании права на приобретение земельного участка в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Истица Фефелова Н.Ю. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию Администрации г. Дубны о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату по договору купли-продажи земельного участка площадью 998 кв.м., кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес", примерно в 175 м. по направлению на юг от ориентира: "адрес" категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства и обязании ответчика принять решение о предоставлении Фефеловой Н.Ю. на праве собственности за плату указанного земельного участка, ссылаясь на предоставленное пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения и сооружения.
В обоснование заявленных требований истица ссылается на те обстоятельства, что Дата между ней и ответчиком был заключен договор аренды спорного земельного участка сроком до Дата. Договор зарегистрирован в ЕГРП Дата. В соответствии с выданным Дата разрешением на строительство N, на земельном участке истицей завершено строительство жилого дома. Дата Фефеловой Н.Ю. зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом. Дата истица обратилась в Администрацию г. Дубны с заявлением о передаче в собственность спорного земельного участка. Ответчик своим письмом от Дата отказал истице в передаче в собственность земельного участка. Основанием для такого отказа явилось нахождение, по мнению ответчика, земельного участка во втором поясе охраны поверхностного водозабора. Считает отказ Администрации г. Дубны незаконным по тем основаниям, что согласно ч. 5 ст. 18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, которые утверждены Первым заместителем министра здравоохранения РФ 26 февраля 2002 года. Согласно статьи 2 "Правил землепользования и застройки на территории г. Дубны Московской области", утвержденных Решением Совета депутатов г.о. Дубна Московской области от 16 июля 2010 года, зоны санитарной охраны, также регулируются СПиН, границы которых должны быть установлены и описаны в составе градостроительных регламентов в соответствии с действующим законодательством. Проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Размеры и границы зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, указываются в карте зон с особыми условиями использования территорий, прилагаемой к настоящим Правилам. Поскольку границы второго пояса зоны санитарной охраны источника поверхностного водоснабжения в порядке, установленном нормативно-правовыми актами РФ, не установлены, нахождение спорного земельного участка во втором поясе санитарной охраны источника поверхностного водоснабжения в установленном порядке ничем не подтверждено, истица считает отказ Администрации незаконным, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель Фефеловой Н.Ю. по доверенности Семенов А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме пояснив, что размеры и границы зон санитарной охраны водного объекта, не утверждены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем, отказ Администрации является незаконным.
Представитель ответчика - Администрации г. Дубны Борисова И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования Фефеловой Н.Ю. не признала, пояснив, что согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ, спорный земельный участок расположен во втором поясе ЗСО источников водоснабжения, выходит за пределы красных линий.
Представитель третьего лица - МУП ПТО ГХ Гришин П.С., действующий по доверенности, доводы Администрации поддержал, пояснив, что спорный земельный участок расположен в границе пояса зон санитарной охраны водозаборных сооружений МУП ПТО ГХ г. Дубны. Указанные границы определены "Проектом обоснования зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения из поверхностного источника р. Волга для водозаборных сооружений МУП ПТО ГХ, разработанным специализированной экспертной организацией ООО "Экологическая ассоциация". Указанный проект утвержден экспертным заключением ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области". В связи с чем, считает подтвержденным расположение спорного земельного участка во втором поясе ЗСО источников водоснабжения.
Представитель третьего лица- Управления Роспотребнадзора по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав стороны, третье лицо, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Фефеловой Н.Ю. подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Как установлено в судебно заседании, истец - Фефелова Н.Ю. является собственником 2-х этажного жилого дома общей площадью 182,4 кв. м., инв. N, расположенного по адресу: "адрес".
Земельный участок площадью 998 кв.м. для индивидуального жилищного строительства был передан Фефеловой Н.Ю. на основании договора аренды земельного участка от Дата N заключенного между истицей и Администрацией г. Дубны.
В связи с завершением строительства жилого дома на земельном участке, Фефелова Н.Ю. обратилась к Администрации с заявлением от Дата о приобретении спорного земельного участка в собственность.
Письмом от Дата N Администрация отказала в передаче в собственность истицы испрашиваемого ею земельного участка в связи с нахождением его во втором поясе охраны поверхностного водозабора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 5 этой же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 г. N 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
В соответствии с положениями Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на основании санитарных правил разрабатывается "Проект зон санитарной охраны Московского водопровода", в которых устанавливаются точные границы зон санитарной охраны.
Таким образом, необходимым условием отнесение территории к водоохраной зоне является установление точных границ санитарной охранной зоны.
Как установлено в судебном заседании, Решением Совета депутатов г. Дубны N РС-5(20)-40/14 от 29 апреля 2010 года утверждены "Правила землепользования и застройки в городе Дубне Московской области в новой редакции", неотъемлемым приложением к которым является Карта зон с особыми условиями использования территории (размеры и границы зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения)п.4 ст. 33.14 Правил). Данные правила прошли процедуру официального опубликования и приобрели статус нормативного документа органа местного самоуправления.
Из карты зон с особыми условиями использования территории, карты-схемы 2 и 3 пояса зоны санитарной охраны, испрашиваемый истицей земельный участок площадью 998 кв. м с кадастровым номером N по адресу: Московская область, г. Дубна примерно в 175 м. по направлению на юг от ориентира: "адрес", расположен во второй зоне пояса санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения г. Дубны Московской области.
Специализированной организацией ООО "Экологическая ассоциация" разработан проект обоснования размеров зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения из поверхностного водного источника р. Волга для водозаборных сооружений МУП "Производственно-техническое объединения городского хозяйства", в котором отражены точные зоны санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно экспертному заключению ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, указанный проект соответствует СанПиН.
Однако Администрацией г. Дубны Московской области не предоставлено доказательств утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях.
Таким образом, у Администрации отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность истицы ввиду отсутствия решения органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Фнфеловой Н.Ю. к Администрации г. Дубны о признании права на приобретение земельного участка в собственность удовлетворить.
Признать за Фефеловой Н.Ю. право на предоставление в собственность за плату по договору купли-продажи земельного участка площадью 998 кв.м., кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес", примерно в 175 м. по направлению на юг от ориентира: "адрес".
Обязать Администрацию г. Дубна Московской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 998 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", и направить его в месячный срок Фнфеловой Н.Ю..
Обязать Администрацию г. Дубна Московской области заключить с Фнфеловой Н.Ю. договор купли-продажи земельного участка площадью 998 кв. м., расположенного по адресу: "адрес".
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Григорашенко О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.