Решение Клинского городского суда Московской области от 12 июля 2012 г. по делу N 2-1699/12
(Извлечение)
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Шведова П.Н.,
при секретаре Елизарьевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1699/12 по исковому заявлению Байковой М. И. к ФГБУ ФКП "Росреестра" по Московской области о признании незаконными действий, обязании внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельных участков
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с вышепоименованными исковыми требованиями, указав, что ей на основании договоров новации от /дата/ принадлежат земельные участки, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей /площадью/, расположенные по /адресам/, кадастровый /номер/; /адрес/, кадастровый /номер/; /адрес/, кадастровый /номер/; /адрес/, кадастровый /номер/; /адрес/, кадастровый /номер/. Ранее кадастровая стоимость земельных участков составила /сумма/ из /расчета/. Истица получила кадастровые паспорта на земельные участки, в которых удельный показатель кадастровой стоимости участков был установлен в размере /сумма/ за 1 кв.м. Соответственно кадастровая стоимость земельных участков и налоговая база существенно увеличилась на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ. При этом средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Клинскому муниципальному району данным Распоряжением неустановлен, а был взят средний показатель по Московской области (/сумма/ за 1 кв.м.). Распоряжение вступило в силу с 01 января 2010 года. Истица полагает, что кадастровая стоимость указанных выше земельных участков, является недостоверной.
Истица просит:
-Признать незаконными действия ФГБУ ФКП "Росреестра" по Московской области по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости в размере /сумма/ за 1 кв.м., а также кадастровой стоимости, рассчитанной на основании данного удельного показателя в отношении земельных участков с кадастровыми /номерами/.
- Обязать ФГБУ ФКП "Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости с момента их внесения сведения о кадастровой стоимости каждого земельного участка равной /сумма/ и удельном показателе кадастровой стоимости равной /сумма/ за 1 кв.м. в отношении земельных участков с кадастровыми /номерами/.
- Обязать ФГБУ ФКП "Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости с момента их внесения сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной /сумма/ и удельном показателе кадастровой стоимости равной /сумма/ за 1 кв.м. в отношении земельного участка с кадастровым /номером/.
- Обязать ФГБУ ФКП "Росреестра" по Московской области восстановить в государственном кадастре недвижимости земельных участков с кадастровыми /номерами/ сведения об их удельном показателе кадастровой стоимости в размере /сумма/ за 1 кв.м., восстановив сведения об их кадастровой стоимости равной /сумма/ за каждый земельный участок.
- Обязать ФГБУ ФКП "Росреестра" по Московской области установить с /дата/ в государственном кадастре недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере /сумма/ за 1 кв.м., земельного участка с кадастровым /номером/, а так же сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка равной /сумма/.
Представитель истицы поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщил, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие и с согласия представителя истца вынести по делу заочное решение.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд пришел к следующему:
В соответствии с Приказом N 473 от 13.09.2011 года "О реорганизации Федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" произошла реорганизация Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности.
Как следует из материалов дела истице на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
Земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей /площадью/, расположенный по /адресу/, кадастровый /номер/;
Земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей /площадью/, расположенный по /адресу/, кадастровый /номер/;
Земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей /площадью/, расположенный по /адресу/, кадастровый /номер/;
Земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей /площадью/, расположенный по /адресу/, кадастровый /номер/;
/доля/ земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей /площадью/, расположенного по /адресу/, кадастровый /номер/.
Согласно выпискам из государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость указанных земельных участков определена:
-Участок кадастровый /номер/ - /сумма/ (выписка от /дата/ /номер/);
Участок кадастровый /номер/ - /сумма/ (выписка от /дата/ /номер/);
Участок кадастровый /номер/ - /сумма/ (выписка от /дата/ /номер/);
Участок кадастровый /номер/- /сумма/ (выписка от /дата/ /номер/);
Участок кадастровый /номер/- /скмма/ (выписка от /дата/ /номер/).
Кадастровая стоимость в отношении всех перечисленных земельных участков определена путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости в размере /сумма/ за 1 кв. м на площадь земельных участков.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Согласно пункту 4.1 Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на УПКСЗ эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв./м2 земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Согласно пункту 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей Распоряжению от 23.12.2009 N 121-РМ.
Из приложения N 2 к указанному Распоряжению следует, что средняя величина показателя кадастровой стоимости для дачных объединений Клинского муниципального района не установлена.
Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по Московской области).
Пунктами 4, 6.2, 9.9, 11.5 и приложения N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Следовательно, результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
В Распоряжении от 23.12.2009 N 121-РМ указание на земельные участки истицы отсутствует, иным распоряжением удельный показатель кадастровой стоимости и сама кадастровая стоимость поименованных в тексте настоящего решения земельных участков не установлена.
Соответствующим Распоряжением кадастровая стоимость конкретных земельных участков, принадлежащих истице, не утверждалась.
Таким образом, действия ответчика по внесению в государственный кадастр недвижимости в отношении указанных выше земельных участков сведений относительно размера кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости необоснованны и незаконны.
Анализ положений Административного регламента свидетельствует о том, что государственная кадастровая оценка земель проводится в четко регламентированном порядке с соблюдением органом кадастрового учета нормативно предписанных процедур.
Оспариваемые в рамках настоящего дела действия не соответствуют требованиям Распоряжения от 23.12.2009 N 121-РМ, поскольку данным актом не утверждены кадастровая стоимость земельных участков истицы, а также их удельный показатель.
Определение кадастровой стоимости каждого земельного участка из подготовленного перечня является результатом государственной кадастровой оценки земель. Результатом государственной кадастровой оценки земель не может являться лишь установление среднего удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу по виду разрешенного использования и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району.
Ранее кадастровая стоимость земельных участков истицы исчислялась из расчета удельного показателя кадастровой стоимости (среднего значения УПКСЗ), утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ.
Учитывая установленные по делу обстоятельства требования истицы об обязании ответчика внести в Государственный кадастр недвижимости запись о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми /номерами/ рассчитанных на основании сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости данных земельных участков, существовавших до внесения изменений этих сведений, также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 234, 235 ГПК РФ, суд заочно
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ФГБУ ФКП "Росреестра" по Московской области по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости в размере /сумма/ за 1 кв.м., а также кадастровой стоимости, рассчитанной на основании данного удельного показателя в отношении земельных участков с кадастровыми /номерами/.
Обязать ФГБУ ФКП "Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости с момента их внесения сведения о кадастровой стоимости каждого земельного участка равной /сумма/ и удельном показателе кадастровой стоимости равной /сумма/ за 1 кв.м. в отношении земельных участков с кадастровыми /номерами/.
Обязать ФГБУ ФКП "Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости с момента их внесения сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной /сумма/ и удельном показателе кадастровой стоимости равной /сумма/ за 1 кв.м. в отношении земельного участка с кадастровым /номером/.
Обязать ФГБУ ФКП "Росреестра" по Московской области восстановить в государственном кадастре недвижимости земельных участков с кадастровыми /номерами/ сведения об их удельном показателе кадастровой стоимости в размере /сумма/ за 1 кв.м., восстановив сведения об их кадастровой стоимости равной /сумма/ за каждый земельный участок.
Обязать ФГБУ ФКП "Росреестра" по Московской области установить с /дата/ года в государственном кадастре недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере /сумма/ за 1 кв.м., земельного участка с кадастровым /номером/, а так же сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка равной /сумма/.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья П.Н. Шведов
Решение вступило в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.