Решение Клинского городского суда Московской области от 27 февраля 2012 г. по делу N 2-603/12
(Извлечение)
Клинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Иоффе Н.Е.
при секретаре Плясуновой Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2- 603\12 по иску Погост В. Л., Благодаровой С. В. к Управлению здравоохранения Администрации Клинского муниципального района, Министерству здравоохранения Московской области об обязании предоставления лекарственного препарата, возмещении морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышепоименованным иском к ответчикам, уточнив его, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Каждый из истцов страдает заболеванием, /заболевание/,относящимся к социально значимым заболеваниям, в связи с чем, им оказывается медико-социальная помощь бесплатно, в том числе, они имеют право на приобретение /лекарство/ за счет бюджетных средств.
Однако, /дата/ указанное лекарство ответчик им не предоставил.
Согласно ст.20 и ч.1 ст. 41 Конституции РФ, а также ст.4 ФЗ "О лекарственных средствах" от 22 июня 1998 г. N86-ФЗ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ч.4. ст. 41 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. N5487-1 (в ред. 22 августа 2004 г. N122-ФЗ) финансирование медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, является расходным обязательством субъектов РФ.
Неисполнение ответчиками всех этих норм нарушает их конституционное право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на получение жизненно необходимых и важнейших для жизни и здоровья лекарств за счет бюджетных средств.
Ответчики своими действиями причинили им также моральный вред и нравственные страдания, выражающиеся в следующем. Отсутствие жизненно необходимых и важнейших лекарств лишило их возможности вести нормальный образ жизни, породило чувство страха за свою жизнь, лишило сна, в результате этого ухудшилось самочувствие и общее состояние. Кроме этого, отсутствие медицинских препаратов осложнило их жизнь, причиняя им и их близким нравственные страдания, заставляя чувствовать обиду, несправедливость и переживать за будущее семьи. В результате бесконечных походов по различным инстанциям (больницам, управлениям здравоохранения, аптекам и т.д.) и в правоохранительные органы у них постоянно наблюдается повышенное артериальное давление, присутствует головокружение, это при том, что при заболевании /заболевание/ необходимо строго соблюдать режим дна, регулярно питаться и не нервничать. Причиненный им моральный вред и нравственные страдания они оценивают в /сумма/ каждому. В уточненном иске истцы увеличили сумму морального вреда до /сумма/ каждому.
В судебном заседании истцы поддержали исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчика Управления здравоохранения Администрации Клинского муниципального района в судебном заседании возражали против иска, представив письменный отзыв на иск, в котором указали следующее.
В соответствии с ч. 2 Порядка лекарственного обеспечения за счет средств бюджета Московской области отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Московской области N 62 от 18.02.2008 года (взаимодействие сторон, участвующих в реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан), ч. 4.3. и 7.2 Регламента информационного взаимодействия субъектов и участников системы льготного лекарственного обеспечения населения Московской области, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Московской области N 20 от 20.01.2009 года, органы управления здравоохранением муниципальных образований Московской области осуществляют такие функции, как:
- представление на утверждение в Министерство здравоохранения Московской области перечня лечебно-профилактических учреждений, имеющих право на выписку льготных рецептов;
- представление на утверждение в Министерство здравоохранения Московской области перечня врачей (фельдшеров), имеющих право выписки льготных рецептов;
- составление и предоставление территориальной заявки на поставку необходимых лекарственных средств в соответствии с регламентом;
- составление и предоставление еженедельных отчетов по реализации льготного лекарственного обеспечения.
-осуществление контроля исполнения субъектами системы лекарственного обеспечения требований регулирующих нормативных актов в муниципальном образовании;- мониторинг выписки и отпуска лекарственных средств;
- оперативный анализ и контроль ситуации льготного лекарственного обеспечения региона;
- контроль исполнения заявок на поставку лекарственных средств.
- получение информации от лечебно-профилактических учреждений о потребностях в лекарственных средствах;
- передача подготовленной информации в Министерство здравоохранения Московской области;
и другие функции.
При этом функции по выписке и выдаче лекарственных средств гражданам отсутствует.
Частью 4 Положения об Управлении здравоохранения Администрации Клинского муниципального района, утвержденного распоряжением Администрации Клинского муниципального района N 580-л от 17.09.2009 г., определены основные функции Управления здравоохранения Администрации Клинского муниципального района. Согласно Положения, в функции Управления здравоохранения не входит выписка и предоставление лекарственных средств населению.
Управление здравоохранения Администрации Клинского муниципального района не осуществляет деятельность по лечению граждан и не имеет лицензии на оказание медицинской помощи населению, а также не выдает какие-либо лекарства, так как не является аптечным учреждением и не имеет лицензии на хранение и выдачу лекарственных средств.
Из вышеизложенного следует, что к функциям Управления здравоохранения Администрации Клинского муниципального района не относится выписка и выдача лекарственных средств больным. В связи с чем, сотрудники Управления здравоохранения Администрации Клинского муниципального района не осуществляют функции по оказанию медицинской помощи населению.
В соответствии с ч. 1.1.3. Порядка лекарственного обеспечения за счет средств бюджета Московской области отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Московской области N 62 от 18.02.2008 года (взаимодействие сторон, участвующих в реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан), Министерство здравоохранения Московской области, устанавливает график представления и защиты муниципальными образованиями ежемесячных плановых заявок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Согласно ч. 1.8. и 1.9. Порядка лекарственного обеспечения за счет средств бюджета Московской области отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Московской области N 62 от 18.02.2008 года (взаимодействие сторон, участвующих в реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан), Министерство здравоохранения Московской области, организует рассмотрение на заседаниях контрольно-экспертной комиссии по дополнительному лекарственному обеспечению при Министерстве здравоохранения Московской области документов, представленных органами управления здравоохранения муниципальных образований Московской области для принятия решения о предоставлении отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения, не вошедших в Перечень лекарственных средств, утвержденный Министерством здравоохранения Московской области.
Министерство здравоохранения Московской области организует закупку и поставку по заключенным государственным контрактам (договорам) лекарственных средств и изделий медицинского назначения на основании решений контрольно-экспертной комиссии об обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, не вошедшими в Перечень лекарственных средств, утвержденный Министерством здравоохранения Московской области.
Таким образом, Министерство здравоохранения Московской области осуществляет закупку и поставку по заключенным государственным контрактам (договорам) лекарственных средств, а также распределяет данные лекарственные средства, по данным государственным контрактам (договорам).
Аналогичными лекарственными препаратами /лекарство/ являются, такие лекарственные препараты, как /лекарство/ /лекарство/ /лекарство/, /лекарство/ в связи с чем истцам следовало обратиться к врачу-специалисту, который выписал бы аналогичное лекарственного средство.
В материалах дела отсутствует подтверждение факта повышенного артериального давления, постоянного присутствия головокружения у истцов, которые были вызваны конкретными действиями или бездействием Управления здравоохранения Администрации Клинского муниципального района, из-за непредоставления лекарственных средств. Также обеспечение лекарственными средствами льготной категории граждан не входит в функции и обязанности Управления здравоохранения Администрации Клинского муниципального района.
Представитель Министерства здравоохранения Московской области в судебное заседание не явился, заблаговременно телефонограммой извещен о дне рассмотрения дела, возражений по иску не представил, ходатайств не заявлял, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.20 и ч.1 ст. 41 Конституции РФ, а также ст.4 ФЗ "О лекарственных средствах" от 22 июня 1998 г. N86-ФЗ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ч.1 ст.41 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. N5487-1 (в ред. 22 августа 2004 г. N122-ФЗ), гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, оказывается медико-социальная помощь, бесплатно или на льготных условиях.
В соответствии с ч.4. ст. 41 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. N5487-1 (в ред. 22 августа 2004 г. N122-ФЗ) финансирование медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, является расходным обязательством субъектов РФ.
Согласно ч.2.Порядка лекарственного обеспечения за счет средств бюджета Московской области отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Московской области N 62 от 18.02.2008 года (общие положения), рецепты на лекарственные средства выписываются врачами (фельдшерами) лечебно-профилактических учреждений, в отношении которых Министерством здравоохранения Московской области установлено право на оформление рецептурных бланков отдельным категориям граждан.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 110 от 12.02.2007 года "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" (п.1.1, 1.4. и 3.1 Инструкции о порядке назначения лекарственных средств), лекарственные средства для амбулаторного лечения граждан, в рамках оказания государственной социальной помощи, и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно или со скидкой, назначаются непосредственно лечащим врачом, исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи и в соответствии с перечнем лекарственных средств, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденном в установленном порядке, и территориальными перечнями лекарственных средств. Разовые, суточные и курсовые дозы при назначении лекарственных средств определяются лечащим врачом исходя из возраста больного, тяжести и характера заболевания согласно стандартам медицинской помощи.
Согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 110 от 12.02.2007 года "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" (п. 2.4 Инструкции о порядке выписывания лекарственных средств и оформления рецептов и требований-накладных), выписывание рецептов на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, осуществляется врачами-специалистами на противодиабетические (больным сахарным диабетом) и прочие лекарственные препараты, влияющие на эндокринную систему, -эндокринологом, в порядке, определенном в пункте 2.4 Инструкции о порядке назначения лекарственных препаратов данного приказа. В случае отсутствия указанных специалистов выписывание льготных рецептов производится лечащим врачом по решению врачебной комиссии поликлиники.
В соответствии с ч.3 Порядка лекарственного обеспечения за счет средств бюджета Московской области отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Московской области N 62 от 18.02.2008 года (взаимодействие сторон, участвующих в реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан), лечебно-профилактические учреждения, участвующие в реализации мер социальной поддержки по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан:
1. Осуществляют выписку рецептов отдельным категориям граждан в соответствии с Перечнем, утвержденным Министерством здравоохранения Московской области, на основании установленных стандартов лечения отдельных нозологий и представленной плановой заявки.
2. Формируют потребность в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан на основании проводимого анализа сложившейся выписки рецептов и специфики муниципального образования по отдельным нозологиям и направляют в орган управления здравоохранением муниципальных образований.
3. Взаимодействуют с аптечными организациями, осуществляющими отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения отдельным категориям граждан, в части согласования плановой заявки муниципального образования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения с учетом товарных остатков, сформировавшихся в предыдущие периоды.
Согласно ч. 4. Порядка лекарственного обеспечения за счет средств бюджета Московской области отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Московской области N 62 от 18.02.2008 года (взаимодействие сторон, участвующих в реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан), аптечные организации, осуществляющие отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения отдельным категориям граждан:
1. Осуществляют отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения отдельным категориям граждан по рецептам, выписанным врачами лечебно-профилактических учреждений, в рамках утвержденной заявки.
2. Представляют в орган управления здравоохранения муниципальных образований в целях формирования заявки сведения о наличии товарных остатков лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе и централизованно закупленных в рамках областных целевых программ и поступивших в аптечные организации в соответствии с указаниями Министерства здравоохранения Московской области.
3. В случае отсутствия необходимого лекарственного средства в аптечном учреждении на момент обращения гражданина рецепт принимают на отсроченное обслуживание и обеспечивают в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Каждый из истцов страдает заболеванием, /заболевание/, каждому из них назначен прием лекарственного препарата /лекарство/ что подтверждается представленными медицинскими документами.
Заболевание, /заболевание/, с 2000 года значится в перечне социально значимых заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 г. N715.
В период /дата/ истцам, несмотря на выписанные рецепты, не была предоставлена возможность бесплатно приобрести вышеуказанный лекарственный препарат, что является нарушением их прав по льготному лекарственному обеспечению.
В то же время, как указали истцы, в последующие месяцы им ежемесячно бесплатно предоставлялся вышеуказанный лекарственный препарат.
Неисполнение ответчиками вышеуказанных норм нарушает конституционное право истцов на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на получение жизненно необходимых и важнейших для жизни и здоровья лекарств за счет бюджетных средств, в связи с чем суд считает обоснованными требования истцов об обязании ответчиков бесплатно предоставить /лекарство/ за /дата/.
При этом, приведенные представителями ответчика доводы о том, что Управление здравоохранения Администрации Клинского муниципального района не является надлежащим ответчиком, а надлежащим ответчиком, по его мнению, является /название/ что истцы имели возможность получить новый рецепт на другой аналогичный лекарственный препарат, чего они не сделали, в данном случае не могут быть приняты судом, как несостоятельные, поскольку истцы имея выписанные в установленном порядке рецепты на конкретный лекарственный препарат, не могли получить его из-за отсутствия последнего в аптеках города. Вины лечащего врача, также как и вины /название/ в отсутствии необходимого истцам препарата не имеется, поскольку лечащим врачом был выписан тот лекарственный препарат, в котором нуждаются истцы в силу своего заболевания. Сведения о нуждаемости истцов в этом препарате и их праве на бесплатное получение были своевременно поданы в Управление здравоохранения Администрации Клинского муниципального района которым не было предпринято необходимых мер для обеспечения истцов требуемым лекарственным препаратом.
Довод представителей ответчика о недостаточном финансировании объективно ничем не подтвержден.
Ссылка представителей ответчика на то, что истцы не регулярно обращались к врачу-специалисту и что ими представлены рецепты, выписанные терапевтом, а должны быть выписаны врачом- эндокринологом, не может быть принята судом, поскольку, как до /дата/, так и после /дата/ года истцы представляли те же самые рецепты терапевта, по которым они получали необходимый им лекарственный препарат.
Неубедительным суд считает довод представителей ответчика о том, что при отсутствии необходимого лекарственного препарата, истцы должны были вновь пойти на прием к врачу-специалисту для решения вопроса о выписке рецепта на иной аналогичный препарат, перечень которых приведен в письменном отзыве. Как пояснили истцы, длительный период их заболевания показал, какой препарат наиболее приемлем для каждого из них, и это именно /лекарство/ а препараты -аналоги, на которые ссылается представитель ответчика, вызывали у них побочные реакции, в связи с чем их прием невозможен.
Суд соглашается с доводами истцов, поскольку они согласуются с исследованными материалами дела, в том числе, медицинскими документами и установленными судом обстоятельствами, согласно которых истцам выписывался именно /лекарство/ который они постоянно получали, как имеющие право на его бесплатное приобретение за счет средств федерального бюджета.
Никаких доказательств в опровержение вышеизложенного, представителями ответчика суду не представлено.
От представления каких-либо дополнительных доказательств представители ответчика отказались, о чем имеется соответствующая запись в протоколе судебного заседания.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В обоснование исковых требований о взыскании денежной компенсации морального вреда, истцы ссылаются на то, что отсутствие жизненно необходимых и важнейших лекарств лишило их возможности вести нормальный образ жизни, породило чувство страха за свою жизнь, лишило сна, в результате этого ухудшилось самочувствие и общее состояние.
Суд считает данные доводы истцов заслуживающими внимания, и учитывая возраст истцов, то, что каждый из истцов является пенсионером, а потому ограничен в средствах, приобретение жизненно важного лекарственного препарата за плату является затруднительным, и непредоставление лекарственного препарата бесплатно в течение двух месяцев подряд, причинило истцам физические и нравственные страдания, а потому требования о взыскании денежной компенсации морального вреда заявлены обоснованно.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
С учетом характера физических и нравственных страданий, требований разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с каждого из ответчиков в пользу каждого истца денежную компенсацию морального вреда по /сумма/.
Также с ответчиков, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, в пользу истцов подлежит взысканию оплаченная ими при подаче иска госпошлина.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Клинское Управление здравоохранения, Министерство здравоохранения Московской области предоставить Погост В. Л. /лекарство/ за /дата/, /дата/ бесплатно.
Обязать Клинское Управление здравоохранения, Министерство здравоохранения Московской области предоставить Благодаровой С. В./лекарство/ за /дата/, за /дата/ бесплатно.
Взыскать с Клинского Управления здравоохранения, Министерства здравоохранения Московской области в пользу Погост В. Л. денежную компенсацию морального вреда в размере /сумма/, с каждого, госпошлину в размере /сумма/ с каждого.
Взыскать с Клинского Управления здравоохранения, Министерства здравоохранения Московской области в пользу Благодаровой С. В. денежную компенсацию морального вреда в размере /сумма/, с каждого, госпошлину в размере /сумма/ с каждого.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 2 марта 2012 года
Судья Клинского горсуда Иоффе Н.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.