Решение Красногорского городского суда Московской области
(Извлечение)
Красногорский городской суд "адрес" в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.,
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании действий (бездействий) должностных лиц ФИО3 "адрес" и решения общественной комиссии Красногорского муниципального района МО незаконными и взыскание компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании действий (бездействий) должностных лиц ФИО3 "адрес" и решения общественной комиссии Красногорского муниципального района МО незаконными и взыскание компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что он ДД.ММ.ГГГГ представил лично ведущему специалисту отдела учета и распределения жилья ФИО8 в соответствии с ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ, заявление об обеспечении жилым помещением в городе Красногорске в форме предоставления в собственность, а также паспорта, свидетельства о рождении всех членов семьи, также были предоставлены выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и справка об обязательстве сдаче жилья, выписка из личного дела об увольнении, исключения из списков личного состава об общей продолжительности военной службы и составе семьи. Однако ответчики в нарушение норм законодательства приняли незаконное решение о снятии его и членов семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ выписку, из которого в заверенном виде он получил ДД.ММ.ГГГГ. Приятое незаконное решение нарушает его права и создает препятствия по обеспечению его и членов его семьи жилым помещением в соответствии с ФЗ N. Данные нарушения и незаконные действия привели к тому, что он испытал и продолжает испытывать нравственные страдания в связи с чем, считает, что с ответчиков подлежит взысканию моральный вред. Просит признать искаженной и недостоверной информацию, предоставленную отделом учета и распределения жилья и послужившую основанием принятию решения нарушающего его права и свободы, в части не подтверждения желания быть обеспеченным жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Признать незаконным решение общественной жилищной комиссии, в части снятии его и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий изложенные протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ и недействующим с момента его принятия. Признать незаконным и недействующим постановления ФИО2 Красногорского муниципального района МО N от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения вышеуказанного решения с момента его принятия. В качестве компенсации морального вреда солидарно взыскать с отдела по учету и распределению жилья эквивалентном однократной стоимости квадратного метра общей площади жилья в "адрес", установленной федеральным исполнительным органом на день выплаты; с общественной жилищной комиссии эквивалентном двухкратной стоимости квадратного метра общей площади жилья в "адрес", установленной федеральным исполнительным органом на день выплаты; с заместителя ФИО2 начальника управления ЖКХ, в размере эквивалентном трехкратной стоимости квадратного метра общей площади жилья в "адрес", установленной федеральным исполнительным органом на день выплаты; с ФИО2 Красногорского муниципального района МО в размере эквивалентном четырехкратной стоимости квадратного метра общей площади жилья в "адрес", установленной федеральным исполнительным органом на день выплаты. возложить все судебные расходы в равных долях на выше указанных лиц.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал полностью, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ФИО3 Красногорской городской ФИО3 МО по доверенности ФИО5, ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании возражали против заявленных требований, указав, что заявитель был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготной очереди офицеров запаса для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета. ФИО3 уведомила ФИО1 о возможности принятия участия в программе по обеспечению жилым помещение, для изъявления данного желания необходимо было подать заявление и необходимые документы. Они неоднократно уведомляли заявителя о предоставлении данных документов, но ФИО1 заявление не подал, документы не представил в связи с чем, он решение жилищной комиссии был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. ФИО3 осуществляет функцию по сбору и предоставление в Минстрой списков и документов лиц, попадающих под данную программу, необходимый перечень документов регламентируется Министерством строительного комплекса. Документы необходимые для включения его в программу, предусмотренную 342 ФЗ, заявителем не представлены до настоящего времени. Моральный вред заявителем не доказан, наличие нравственных страданий не подтверждено.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, считает требования ФИО1 подлежащими удовлетворению частично исходя из следующего.
Как пояснил в ходе рассмотрения дела ФИО1, данные требования заявлены им в порядке ФИО2 25 ГПК РФ и являются обжалованием действий отделов и ФИО2 Красногорского муниципального района МО.
Как усматривается из материалов дела ФИО1 включая его членов семьи в составе из четырех человек включая супругу, дочь и мать постановлением ФИО2 Красногорского муниципального района МО от ДД.ММ.ГГГГ за N по решению суда был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготную очередь офицеров запаса (П-74) для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ. Мать ФИО1 постановлением ФИО2 Красногорского муниципального района МО N от ДД.ММ.ГГГГ исключена из членов семьи очередника в связи со смертью.
В настоящее время ФИО1 и члены его семьи (супруга и дочь) зарегистрированы по месту жительства в закрытом военном городке по адресу: "адрес", ст. Девизионная, "адрес", кВ. 19.
Как установлено судом, заявитель ФИО3 Красногорского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ лично был уведомлен о возможности принять участие по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ за N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (л.д.84).
Для выражения данного желания по участию в предложенной программе заявителю было предложено представить пакет документов подтверждающих его право на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ и пунктом 5 "Порядка формирования органами местного самоуправления "адрес" списков граждан, изъявивших желание в обеспечении их жилыми помещениями" утвержденного распоряжением Министерства строительного комплекса "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N.
Протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ год общественной жилищной комиссии отдела по учету и распределению жилой площади ФИО3 Красногорского муниципального района МО ФИО1 и члены его семьи был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с не подтверждением своего желания по принятию участия в обеспечении жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ за N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" и не предоставлением необходимых документов (л.д.7).
Данный протокол был утвержден постановлением ФИО2 Красногорского муниципального района МО за N от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 в судебном заседании настаивал, что свое желание о принятии участия в данной программе и включения его в списки он изъявил в личной беседе ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ, тогда же он представил и заявление, но принято оно не было и он отвез его домой. В настоящее время все документы у него имеются за исключением обязательства о сдаче жилого помещения.
Данных о предоставлении в жилищную комиссию ФИО3 района заявления и положений предусмотренных законом заявителем суду не представлено и в ходе судебного разбирательство не нашло своего подтверждения.
Как пояснила в судебном заседании сотрудник учета и распределения жилой площади ФИО3 Красногорского муниципального района МО ФИО8 заявитель был неоднократно предупрежден о необходимости подаче заявления и необходимых документов для участия в программе предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ за N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Бланк заявления был предоставлен ФИО9, однако он в личной беседе с ней указал на отсутствие части необходимых документов. Заявление она у ФИО1 не приняла, но доходчиво разъяснила порядок его подачи, поскольку не уполномочена на прием данных заявлений (протокол с/з 272).
Начальник отдела по распределению жилой площади ФИО3 Красногорского муниципального района МО ФИО10 в судебном заседании пояснила, что после внесения изменения в ФЗ "О статусе военнослужащих" ФИО1 как и всем очередникам данной категории было предложено представить документы для участия в программе предоставления жилья. Документально ФИО1 свое согласие не подтвердил, в срок указанный в уведомлении заявление не представил в связи с чем, был снят с учета нуждающихся. Заявитель был принят на учет нуждающихся как военнослужащий и не является очередником города. Финансирование данной программы будет прекращено, о чем указывает Протокол совещания Председателя Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, в котором дано Минрегиону поручение по завершению выполнения обязательств перед данной категорией граждан не позднее 2012 года. Ранее ФИО1 принимал участие в предыдущей программе обеспечения жилым помещением, где предоставлял все необходимые документы, в том числе и обязательство о сдаче жилого помещения в Улан-Удэ, однако данное обязательство было выдано КЭЧ которая в настоящее время реорганизована, что представляет затруднение для предоставления обязательства, однако необходимость предоставления данного документа регламентирована Миноблстроем и не зависит от ФИО3. В ее функциональные обязанности не входит прием заявлений, в ФИО3 имеется общий отдел, куда предоставляется входящая корреспонденция, о чем было разъяснено ФИО1 (л.д.272-273 оборотная сторона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ за N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями.
Правительством МО разработан и постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден "Порядок предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет федерального бюджета и членам их семей жилых помещений"
Принимая во внимание, что заявителем не представлено сведений и доказательств подачи предусмотренного Положением заявления о включении в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с 342 ФЗ и предусмотренный Порядком перечень документов, которые граждане должны приложить к заявлению о включении в данный список требования заявителя о признании искаженной и недостоверной информацию, предоставленную отделом учета и распределения жилья и послужившую основанием принятию решения нарушающего его права и свободы, в части не подтверждения желания быть обеспеченным жилым помещением за счет средств федерального бюджета удовлетворению не подлежат, поскольку данных о предоставлении заявления удовлетворению не подлежат.
Суд считает, что поскольку участие в данной программе носит заявительный и добровольный порядок, не представление заявления и документов, определенных перечнем могло явиться следствием не включения заявителя в предусмотренную вышеназванным законом программу, но не могло служить основанием для снятия ФИО1 и его членов семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку данные основания не предусмотрены законом.
При этом довод представителя ФИО3 Красногорского муниципального района ФИО10 о прекращении финансирования и закрытии программы не нашел своего подтверждения, представленная копия протокола совещания Председателя Правительства РФ ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ лишь свидетельствует о дачи поручений по проработки вопроса финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по обеспечению жильем всех граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и завершению выполнения обязательств не позднее 2012 года (л.д.268).
Анализируя изложенное суд считает, что поскольку не имелось законных оснований для снятия заявителя с учета нуждающихся решение, принятое на заседании жилищной комиссии Красногорского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 и членов его семьи оформленное протоколом N нельзя признать законным, следовательно, постановление в части утверждения данного протокола также не является законным.
Согласно статьи 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как усматривается из материалов гражданского дела, ФИО1 заявлены требования о компенсации морального вреда. Отказывая в удовлетворении данных требований суд исходит из того, что обстоятельства, на которые ссылается заявитель в обоснование своих требований, не предусмотрены статьей 151 ГК РФ и другими законами в качестве оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение общественной жилищной комиссии Красногорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ оформленной протоколом N и утвержденного постановление ФИО2 Красногорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за N в части снятия ФИО1 и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготной очереди офицеров запаса для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Признать незаконным постановление ФИО2 Красногорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за N об утверждении протокола N общественной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия ФИО1 и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготной очереди офицеров запаса для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Восстановить ФИО1 и членов его семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготной очереди офицеров запаса для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Красногорского городского суда "адрес" М.Ю. Елизарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.